Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.12.2008 N А33-1272/08-Ф02-6253/08 по делу N А33-1272/08 Постановлением апелляционной инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления налогового органа о взыскании с налогоплательщика недоимки по земельному налогу и пени, так как суд пришел к выводу об отсутствии оснований отнесения антимонопольным органом к налогоплательщикам земельного налога, поскольку зарегистрированное в установленном законом порядке право на земельный участок у антимонопольного органа отсутствует.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 декабря 2008 г. N А33-1272/08-Ф02-6253/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Скубаева А.И.,

судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,

представители сторон участие в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска на постановление от 29 августа 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-1272/08 (суд первой инстанции - Петракевич Л.О.; суд апелляционной инстанции: Демидова Н.М., Борисов Г.Н., Колесникова Г.А.),

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по
Красноярскому краю (далее - управление) о взыскании недоимки по земельному налогу за 1 полугодие 2007 года в размере 29 306 рублей и пени в размере 2 351 рубль 36 копеек.

Решением от 28 мая 2008 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные требования налоговой инспекции удовлетворены частично. С управления взыскан земельный налог в размере 29 306 рублей и пени в размере 371 рубль 20 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением от 29 августа 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение суда отменено, в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований отказано.

Не согласившись с постановлением апелляционного суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, оставить в силе решение суда.

По мнению заявителя кассационной жалобы, управление является плательщиком земельного налога, а отсутствие документа, удостоверяющего его право пользования земельным участком, не может служить основанием для освобождения от уплаты земельного налога.

В отзыве на кассационную жалобу налоговой инспекции управление ссылается на законность и обоснованность постановления апелляционной инстанции.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело слушается в их отсутствие.

Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного акта, принятого по настоящему спору, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю зарегистрировано в качестве юридического лица 09.02.2000 Министерством юстиции Российской Федерации за номером
2105, сведения о юридическом лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 24.12.2002 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г. Красноярска Красноярского края за основным государственным регистрационным номером 1022402675965.

19.07.2007 управлением в налоговый орган представлен расчет авансовых платежей по земельному налогу за 1 полугодие 2007 года, согласно которому подлежит уплате в бюджет земельный налог в размере 29 306 рублей.

Ранее Управлением Федеральной *** в налоговый орган представлены расчеты авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2006 года и 1 квартал 2007 года, а также налоговая декларация по земельному налогу за 2006 год, согласно которым управлением исчислен к уплате земельный налог по 29 306 рублей за каждый налоговый (отчетный) периоды.

Неуплата управлением сумм земельного налога за 2006 год, авансовых платежей за 1 квартал 2007 года явилась основанием для начисления налоговым органом в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени в размере 2 351 рубля 36 копеек.

Требованием N 16138 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 05.09.2007 налоговым органом предложено управлению в добровольном порядке произвести уплату земельного налога за 1 полугодие 2007 года, а также пени в срок до 24.09.2007.

Неисполнение требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа явилось основанием для обращения налогового органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о взыскании недоимки по земельному налогу и пени.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные налоговой инспекцией требования, исходил из того, что управление является плательщиком земельного налога.

Апелляционный суд, отказывая в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований, пришел к выводу о неверном толковании судом первой инстанции норм
материального права содержащих понятие “плательщик земельного налога“, поскольку в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих наличие у управления права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда апелляционной инстанции правильными.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются физические и юридические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Из смысла статей 388 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что плательщиками земельного налога признаются юридические лица, созданные публично-правовыми образованиями, в том случае, когда им передан земельный участок на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Объектом налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации является земельный участок, под которым согласно пункту 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации понимается часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Следовательно, земля, границы которой не описаны и не удостоверены в установленном порядке, объектом налогообложения не является.

В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации. При этом, как следует из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Таким образом, плательщиком земельного налога является лицо, чье право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования либо право
пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Соответственно, обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации права на земельный участок (внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.

При этом как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ документы, удостоверяющие права на землю (государственные акты, свидетельства), которые выданы до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ имеют равную силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В данном случае плательщиком земельного налога является лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.

Как установлено апелляционным судом, в рассматриваемый период права на земельный участок подлежали удостоверению следующими государственными документами, предусмотренными нормативными актами: государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения,
бессрочного (постоянного) пользования землей - форма которого утверждена постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493; свидетельство о праве собственности на землю - форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 (в данном постановлении указано, что бланки свидетельства о праве собственности на землю могут временно (до момента выдачи государственного акта установленного образца) использоваться для оформления права пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей); свидетельство на право собственности на землю - форма которого утверждена Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767.

Свидетельство о государственной регистрации прав, выдаваемое правообладателю, является документом строгой отчетности, имеет степень защищенности полиграфической продукции уровня “Б“, а также учетную серию и номер (пункт 71 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219).

В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 25.01.1999 N 112 свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России“, а также государственный акт на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493 “Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей“, выданные после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от
18.02.1998 N 219 “Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, признаются действительными.

Доказательств, подтверждающих наличие у управления права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком в материалы дела не представлено.

Постановление мэра города Красноярска от 14.10.1992 N 392 с изменениями, внесенными распоряжением администрации города Красноярска от 06.05.2005 N 1097-арх, не является правоустанавливающим документом, либо документом, подтверждающим регистрацию права. Воля городской администрации направлена не на предоставление земельного участка (выделение, формирование и т.д.), площадью 1 215,0 кв.м (с учетом изменения - 1 198,8 кв.м), расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81, а на выдачу свидетельства землепользователям на фактически занимаемую территорию (на право пользования землей).

При этом, волеизъявление лица, уполномоченного распоряжаться земельными участками, не реализовано. Свидетельство на право пользования землей фактически не выдано.

Исследовав представленную в материалы дела копию (проект) свидетельства на право пользования землей, суд апелляционной инстанции установил, что данный документ не имеет даты, номера, не подписан, не заверен печатью. Следовательно, не обладает признаками официального документа. Кроме того, содержит противоречия в указании размера площади земельного участка (724 кв.м). В связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что данный документ не подлежит признанию допустимым доказательством.

Кроме того, указанное свидетельство выдано Красноярскому территориальному управлению Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур Российской Федерации. Доказательства правопреемства между Красноярским территориальным управлением Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур Российской Федерации и Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю отсутствуют. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц подтверждает создание самостоятельного юридического лица -
Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю и его регистрацию, без указания создания юридического лица в результате реорганизации. В соответствии с Указом Президента от 09.03.2004 N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“ в период административной реформы прежние государственные органы ликвидировались и новые создавались без правопреемства. Предусматривалось только передача вновь созданным органам их функций.

Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований отнесения управления к налогоплательщикам земельного налога, поскольку зарегистрированное в установленном законом порядке право на земельный участок у управления отсутствует.

Кроме того, материалами дела подтверждается обращение управления в Управление Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю (через Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю) с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок и отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1 198,80 кв.м, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81.

При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда, принятое на основании всестороннего и полного исследования представленных в материалы дела доказательств и при правильном применении апелляционным судом норм материального и процессуального права, изменению или отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 29 августа 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-1272/08 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И.СКУБАЕВ

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

Н.М.ЮДИНА