Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.12.2008 N А33-3177/08-Ф02-6061/08 по делу N А33-3177/08 Заявление о признании недействительным решения налогового органа о предложении уплатить сумму штрафа, налог на игорный бизнес и пени удовлетворено правомерно, поскольку законом, действовавшим в период государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица, субъектам малого предпринимательства гарантировалось сохранение в течение четырех лет их деятельности того порядка налогообложения, который действовал на момент их государственной регистрации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 декабря 2008 г. N А33-3177/08-Ф02-6061/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Косачевой О.И.,

судей: Белоножко Т.В., Новогородского И.Б.,

стороны участие в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска на решение от 17 июня 2008 года Арбитражного суда Красноярского края и постановление от 25 августа 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-3177/08 (суд первой инстанции - Трукшан Ж.П., суд апелляционной инстанции: Дунаева Л.А., Демидова Н.М., Колесникова Г.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Гамма“ (общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным
решения от 12.02.2008 N 5 Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска (налоговая инспекция).

Решением от 17 июня 2008 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные обществом требования удовлетворены.

Постановлением от 25 августа 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционного суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, общество в 2005 году не могло применять ставку налога на игорный бизнес в размере 3 000 рублей, установленную по состоянию на 2004 год, поскольку объекты налогообложения (игровые автоматы) были зарегистрированы им после вступления с 01.01.2005 в силу Закона Красноярского края от 22.10.2004 N 12-2385, устанавливающего налоговую ставку для игрового автомата 7 500 рублей.

Налоговая инспекция считает, что поскольку гарантия неизменности элементов налогового обязательства, предусмотренная абзацем 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ, подлежит применению к длящимся налоговым правоотношениям, возникшим в период действия указанной нормы, для распространения на налогоплательщика указанных гарантий необходимо установить момент начала его деятельности в сфере игорного бизнеса и возникновения у него налогового обязательства в отношении каждого объекта обложения налогом на игорный бизнес.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления N 61285 от 21.11.2008, N 63671, 63672 от 25.11.2008), однако своих представителей в судебное заседание не направили,
в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 31.07.2003.

Обществом 15.06.2004 получена лицензия N 004686 Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму на осуществление организации и содержания тотализаторов и игорных заведений сроком с 15.06.2004 по 15.06.2009.

Обособленное подразделение общества зарегистрировано в Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Красноярска 23.07.2004.

Общество 09.06.2005 представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес за май 2005 года, в которой налог исчислен по налоговой ставке 7 500 рублей за каждый игровой автомат.

Общество представило 28.09.2007 в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Красноярска уточненную налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес за май 2005 года с применением при расчете налога ставки в размере 3 000 рублей, которая была перенаправлена в налоговую инспекцию по месту нахождения юридического лица в связи со снятием с учета обособленного подразделения.

Налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом уточненной налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за май 2005 года, по результатам которой составила акт от 24.12.2007 N 6187 и вынесла решение от 12.02.2008 N 5 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 3 600 рублей и предложила уплатить указанную сумму штрафа, налог на игорный бизнес в сумме 18 000 рублей и пени в сумме 6 556 рублей 21 копейка.

Вывод
арбитражного суда об удовлетворении заявленных обществом требований о признании недействительным названного решения является правильным.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Обязанность по исчислению и уплате в бюджет налога на игорный бизнес установлена Федеральным законом от 31.07.98 N 142-ФЗ “О налоге на игорный бизнес“.

Правоотношения, связанные с исполнением обязанности по уплате налога на игорный бизнес, с 01.01.2004 регулируются положениями главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 365 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Пунктом 1 статьи 369 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах: за один игровой автомат - от 1500 до 7500 рублей.

Статьей 2 Закона Красноярского края от 25.11.2003 N 8-1561 “О ставках налога на игорный бизнес“ ставка налога за один игровой автомат была установлена в сумме 3 000 рублей.

С 01.01.2005 статьей 1 Закона Красноярского края от 22.10.2004 N 12-2385 “О внесении изменений в Закон Красноярского края “О ставках налога на игорный бизнес“ ставка налога за один игровой автомат установлена в сумме 7 500 рублей.

На основании части 1 статьи 3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ (Федеральный закон от 14.06.95 N 88-ФЗ) коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает
25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает установленных настоящей статьей предельных уровней (малые предприятия) относятся к субъектам малого предпринимательства.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.

В случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 07.02.2002 N 37-О, от 09.07.2004 N 242-О и Постановлении от 19.06.2003 N 11-П, ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования.

Таким образом, статьей 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ, действовавшей в период государственной регистрации общества в качестве юридического лица, субъектам малого предпринимательства гарантировалось сохранение в течение четырех лет их деятельности того порядка налогообложения, который действовал на момент их государственной регистрации.

При этом обстоятельства, связанные с фактическим началом деятельности налогоплательщика в сфере игорного бизнеса и возникновения у
него налогового обязательства в отношении каждого объекта обложения налогом на игорный бизнес, не влияют на правомерность использования им гарантии, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты, принятые на основании всестороннего и полного исследования представленных в материалы дела доказательств и при правильном применении норм материального и процессуального права, изменению или отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 17 июня 2008 года Арбитражного суда Красноярского края и постановление от 25 августа 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-3177/08 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

О.И.КОСАЧЕВА

Судьи:

Т.В.БЕЛОНОЖКО

И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ