Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.11.2008 N А19-5421/08-13-Ф02-5829/08 по делу N А19-5421/08-13 Иск о взыскании убытков, возникших с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг, удовлетворен правомерно, так как факт предоставления истцом льгот в соответствии с Указом Президента РФ “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждаются материалами дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2008 г. N А19-5421/08-13-Ф02-5829/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Горячих Н.А.,

судей: Кулакова В.И., Соколовой Л.М.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 июля 2008 года по делу N А19-5421/08-13 (суд первой инстанции: Андриянова Н.П.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью (ООО) “Жилищно-коммунальный сервис“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов Российской Федерации) о взыскании убытков в размере 1 012 826
рублей 13 копеек, возникших в связи с предоставлением в период с января 2007 года по март 2008 года льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Иркутской области, муниципальное образование г. Братск в лице администрации муниципального образования г. Братска.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 июля 2008 года исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ООО “Жилищно-коммунальный сервис“ за счет казны Российской Федерации взыскано 1 012 826 рублей 13 копеек - убытков, 16 564 рубля 13 копеек - расходы по уплате государственной пошлины.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 16 июля 2008 года отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Как указал заявитель кассационной жалобы, денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ (далее - Указ Президента Российской Федерации “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“) не были предусмотрены Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год.

По мнению заявителя, истцом не указано, в чем заключается противоправность поведения ответчика, причинная связь между противоправным поведением и причиненным вредом, вина Министерства финансов Российской Федерации не доказана.

Заявитель полагает, что суд необоснованно
применил положения постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, поскольку данное постановление не является нормативным правовым актом и не может применяться при рассмотрении настоящего дела.

В отзыве на кассационную жалобу, ООО “Жилищно-коммунальный сервис“ доводы жалобы отклонило, указав на законность и обоснованность принятого решения, просило рассмотреть дело без участия своего представителя.

Министерство финансов, Департамент финансов Иркутской области, администрация муниципального образования г. Братска о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность обжалуемого судебного актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.

Из материалов дела усматривается, что ООО “Жилищно-коммунальный сервис“ в период с января 2007 года по март 2008 года предоставляло многодетным семьям льготы по оплате коммунальных услуг по водоснабжению и канализации (30 процентов скидки), предусмотренные Указом Президента Российской Федерации “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“.

В результате предоставления льгот в указанный период ООО “Жилищно-коммунальный сервис“ понесло расходы в размере 1 012 826 рублей 13 копеек, которые не были компенсированы, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

В подтверждение расходов на заявленную сумму истцом представлены: списки многодетных семей, получивших льготы в заявленный истцом период, расчет сумм компенсаций.

Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный
суд Иркутской области исходил из того, что истец в период с января 2007 года по март 2008 года во исполнение Указа Президента Российской Федерации “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ предоставлял льготы многодетным семьям по плате за пользование водой и канализацией, в связи с чем понес убытки, подлежащие возмещению за счет средств казны Российской Федерации.

При определении субъекта ответственности согласно вышеуказанному Указу суд исходил из того, что правовыми актами не установлен порядок распределения расходов на выплату предприятиям компенсаций льгот, предоставленных многодетным семьям. По мнению суда, сумма убытков подлежит взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда законными и обоснованными.

Подпункт “б“ пункта 1 Указа Президента Российской Федерации “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ предусматривает предоставление многодетным семьям скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

В пункте 3 данного Указа Министерству финансов Российской Федерации поручено совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.

В соответствии с пунктом 2 совместного письма Министерства финансов Российской Федерации от 26.06.92 N 51 и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29.06.92 N 1-2359-18 “О финансировании мероприятий по социальной защите многодетных семей“ предоставление многодетным семьям скидок по оплате за пользование отоплением, водой канализацией производится за счет местных бюджетов.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.03 N ГКПИ 03-139 пункт 2 названного письма признан недействующим. В дальнейшем порядок финансирования расходов на выплату
компенсаций за предоставление многодетным семьям установленных льгот не определен.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 09.04.02 N 68-О указал, что до надлежащего урегулирования федеральным законом возникших при этом правоотношений распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней должно производиться за счет средств федерального бюджета.

Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Указом Президента Российской Федерации “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждается материалами дела.

Расходы истца, произведенные им в связи с предоставлением скидки в размере 30 процентов многодетным семьям по оплате коммунальных услуг и не возвращенные ему из федерального бюджета Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации являются убытками.

Доказательств выделения муниципальному образованию город Братск финансирования для компенсации расходов организациям, связанных с реализацией Указа Президента Российской Федерации “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“, ответчиком не представлены.

Таким образом, взыскание убытков ООО “Жилищно-коммунальный сервис“, причиненных предоставлением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ скидки в размере 30 процентов многодетным семьям по оплате коммунальных услуг, за счет средств бюджета Российской Федерации является правомерным.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных отношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются как необоснованные.

Обжалуемое решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 июля 2008 года по делу N А19-5421/08-13 принято с
соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 июля 2008 года по делу N А19-5421/08-13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.А.ГОРЯЧИХ

Судьи:

В.И.КУЛАКОВ

Л.М.СОКОЛОВА