Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2008 N А19-7230/08-36-Ф02-5373/08 по делу N А19-7230/08-36 Суд правомерно удовлетворил заявление административного органа о привлечении предпринимателя к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, поскольку вывод суда о том, что в действиях предпринимателя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, является правильным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 ноября 2008 г. N А19-7230/08-36-Ф02-5373/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кадниковой Л.А.,

судей: Гуменюк Т.А., Пущиной Л.Ю.,

при участии в судебном заседании:

индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (н Ленинским РУВД г. Иркутска 03.05.2001),

представителей:

ИП Крестьянинова Ю.О. - Крестьяниновой Т.А. (доверенность от 04.08.2008),

Управления государственного автодорожного надзора по Иркутской области - Никитина А.О. (доверенность от 19.11.2008 N 03-07-2705),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. на решение от 9 июля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 10 сентября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-7230/08-36 (суд первой инстанции: Самойлова О.И., суд апелляционной инстанции: Лешукова Т.О., Доржиев
Э.П., Рылов Д.Н.),

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Иркутской области (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (далее ИП Крестьянинов Ю.О., предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 9 июля 2008 Арбитражного суда Иркутской области ИП Крестьянинов Ю.О. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Постановлением от 10 сентября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда от 9 июля 2008 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ИП Крестьянинов Ю.О. ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“, части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Заявитель жалобы считает, что он не мог выполнять приказы УГАДН, поскольку эти приказы и правовые документы не были доведены до его сведения.

ИП Крестьянинов Ю.О., представитель ИП Крестьянинова Ю.О. поддержали доводы кассационной жалобы, просили отменить судебные акты.

Представитель Управления государственного автодорожного надзора по Иркутской области считает судебные акты законными, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебных актов.

Как установлено материалами дела, ИП Крестьянинов Ю.О. на основании лицензии N АСС-38-000071 от 17.05.2007 осуществлял перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

В ходе проведенной 30.05.2008 проверки соблюдения предпринимателем
лицензионных требований при осуществлении перевозок пассажиров должностным лицом административного органа установлено, что предпринимателем не обеспечено соблюдение установленного действующим законодательством режима труда и отдыха водителей; не заключен договор о проведении ежедневных медицинских осмотров водителей с учреждением здравоохранения, имеющим соответствующую лицензию; не заключен договор о проведении технического обслуживания и ремонта автобусов; не организовано проведение занятий по повышению профессионального мастерства водителей; не организован учет неисправностей автобусов и их устранения; не организованы сезонные обследования автобусных маршрутов; не оформлены паспорта автобусных маршрутов. Составлен акт проверки от 30.05.2008 N 0343.

02.06.2008 должностным лицом административного органа в отношении ИП Крестьянинова Ю.О. составлен протокол об административном правонарушении N 052 с участием предпринимателя, в котором отражены указанные нарушения.

В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ Управление государственного автодорожного надзора по Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суды двух инстанций, удовлетворяя заявление административного органа, исходили из следующего.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до четырех тысяч рублей (часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ).

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ).

Порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для
перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемых юридическими или индивидуальными предпринимателями, определяется Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637 (далее - Положение).

Согласно пункту 4 названного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:

а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;

в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;

г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации;

е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;

ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом
для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;

и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

Из пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ следует, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, организовать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей, создавать условия для повышения квалификации водителей.

Из пункта 2.3.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, следует, что обязанность по осуществлению контроля за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей возлагается на владельцев автобусов, автовокзалы, пассажирские автостанции, расположенные на маршрутах регулярных перевозок, органы Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей.

Согласно пункту 3.1 названного Положения предприниматель обязан поддерживать автобусы и их оборудование в техническом состоянии, отвечающем установленным требованиям безопасности движения.

В соответствии с пунктами 2.3.5, 2.3.6, 2.5.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 N 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации занятий
и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами; соблюдения установленных режимов труда и отдыха водителей; обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.

Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, ИП Крестьянинов Ю.О. осуществлял предпринимательскую деятельность с нарушением условий, предусмотренных лицензией. О совершении вменяемого предпринимателю правонарушения свидетельствуют акт от 30.05.2008 N 0343, протокол об административном правонарушении от 02.06.2008 N 052, подписанный предпринимателем без каких-либо возражений.

Таким образом, вывод суда двух инстанций о том, что в действиях ИП Крестьянинова Ю.О. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является правильным.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что не он мог выполнять приказы УГАДН, поскольку эти приказы и правовые документы не были доведены до его сведения проверен, однако учтен быть не может.

ИП Крестьянинов Ю.О. обязан соблюдать установленные законом и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению перевозок пассажиров. Такая обязанность вытекает из требований статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ.

Ссылка заявителя на недоведение до его
сведения приказов и правовых документов не освобождает предпринимателя от обязанности соблюдения установленных требований, а также от ответственности за их несоблюдение. Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

С учетом изложенного и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции вправе оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 9 июля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 10 сентября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-7230/08-36 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.КАДНИКОВА

Судьи:

Т.А.ГУМЕНЮК

Л.Ю.ПУЩИНА