Решения и постановления судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.09.2008 N А74-3238/07-Ф02-4285/08 по делу N А74-3238/07 Суд удовлетворил исковые требования о признании недействительными постановления главы муниципального образования, дополнительного соглашения и договора безвозмездного пользования имуществом, поскольку постановление не соответствует положениям ГК РФ, ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“, поэтому администрация не имела правовых оснований для изменения правового режима спорного имущества и для передачи его с баланса предприятия на баланс муниципального образования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 сентября 2008 г. N А74-3238/07-Ф02-4285/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Орлова А.В.,

судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,

при участии в судебном заседании представителя администрации муниципального образования города Абаза Бондаренко О.М. (доверенность N 5д от 01.05.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия “Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство“ в лице конкурсного управляющего Рота Д.А. на постановление от 3 июня 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А74-3238/07 (суд апелляционной инстанции: Гурова Т.С., Кириллова Н.А., Хасанова И.А.),

установил:

конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия “Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство“ Рот Д.А. (далее - конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации муниципального образования города Абаза (далее - администрация), отделу по правовому регулированию и управлению муниципальным имуществом муниципального образования города Абаза (далее - отдел по правовому регулированию и управлению муниципальным имуществом) о признании недействительными постановления главы муниципального образования города Абаза N 885 от 06.12.2006, дополнительного соглашения от 11.12.2006 к договору от 05.05.1999, договора безвозмездного пользования имуществом (ссуды) от 12.12.2006.

Решением от 25 марта 2008 года Арбитражного суда Республики Хакасия заявленные требования удовлетворены.

Постановлением от 3 июня 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение от 25 марта 2008 года отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

Не согласившись с состоявшимся по делу судебным актом, конкурсный управляющий обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление от 3 июня 2008 года отменить, оставить в силе решение суда от 25 марта 2008 года.

Вопрос об отмене обжалуемого судебного акта рассматривается в связи с доводами кассационной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, неправильном применении судом норм материального права, в частности статей 295, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“, статей 3, 6 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, постановления Правительства Республики Хакасия N 113 от 17.07.1998, и несоблюдении норм процессуального права, а именно статей 15, 71, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом суда об отсутствии государственной регистрации права хозяйственного ведения у предприятия и, соответственно, недействительности указанного права.

По мнению заявителя, изъятие имущества предприятия осуществлено в нарушение требований статей 295, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации. Действия администрации по изменению правового статуса имущества, принадлежащего предприятию, повлекли причинение вреда кредиторам предприятия.



Отдел по правовому регулированию и управлению муниципальным имуществом представил отзыв на кассационную жалобу, в котором, отклоняя доводы кассационной жалобы предприятия, просил оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.

Присутствующий в судебном заседании представитель администрации указал на законность и обоснованность оспариваемого судебного акта.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. МУП “Абазинское городское ЖКХ“ заявило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 14 часов 30 минут 3 сентября 2008 года до 10 часов 00 минут 5 сентября 2008 года.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании решения исполкома областного Совета народных депутатов N 121 от 11.04.1991 года создано Абазинское многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства, в дальнейшем перерегистрированное в муниципальное унитарное предприятие “Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство“ (далее - МУП “Абазинское городское ЖКХ“, предприятие).

05.05.1999 между администрацией г. Абаза и МУП “Абазинское городское ЖКХ“ заключен договор о закреплении муниципального имущества г. Абаза на праве хозяйственного ведения за предприятием. Согласно пункту 1.2 договора предприятию передается имущество, указанное в Реестре муниципальной собственности, являющемся неотъемлемой частью договора, на общую сумму 401167769 руб.

Согласно пунктам 1.5, 1.6 Устава МУП “Абазинское городское ЖКХ“ является унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, учредителем и собственником имущества предприятия является муниципальное образование города Абаза.

Постановлением главы муниципального образования города Абаза N 885 от 06.12.2006 на основании обращения директора МУП “Абазинское городское ЖКХ“ Змазнева В.К. у предприятия изъято муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения, согласно приложению N 1, и передано МУП “Абазинское городское ЖКХ“ на праве безвозмездного пользования.

11.12.2006 администрация и МУП “Абазинское городское ЖКХ“ подписали дополнительное соглашение к договору от 05.05.1999, согласно которому стороны пришли к соглашению исключить из реестра движимого и недвижимого имущества муниципальной собственности г. Абаза, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП “Абазинское городское ЖКХ“, указанное в акте приема-передачи.

12.12.2006 между отделом по правовому регулированию и управлению муниципальным имуществом (ссудодатель) и МУП “Абазинское городское ЖКХ“ (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования имуществом (ссуда), согласно которому имущество, указанное в акте приема-передачи к договору передается ссудополучателю в безвозмездное пользование.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 сентября 2007 года по делу N А74-1218/07 МУП “Абазинское городское ЖКХ“ признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утвержден Рот Д.А.

Полагая, что имущество было изъято из хозяйственного ведения МУП “Абазинское городское ЖКХ“ в нарушение требований закона, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что постановление N 855 от 06.12.2006 не соответствует статьям 295, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьям 18, 20 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“. Администрация не имела правовых оснований для изменения правового режима спорного имущества и для передачи его с баланса предприятия на баланс муниципального образования.

Апелляционная инстанция пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ввиду того, что у МУП “Абазинское городское ЖКХ“ не возникло право хозяйственного ведения на переданное по договору от 05.05.1999 недвижимое имущество, так как государственная регистрация права в установленном порядке не была осуществлена. Кроме того, имущество изъято собственником на основании обращения директора МУП “Абазинское городское ЖКХ“, что не противоречит гражданскому законодательству. Передача имущества предприятию по договору безвозмездного пользования к невозможности осуществления уставных видов деятельности не привела, тем самым, права и законные интересы МУП “Абазинское городское ЖКХ“ не нарушены.



Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не может согласиться с обжалуемым судебным актом и считает его постановленным при неправильном применении норм материального права и несоблюдении норм процессуального права.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Решение является законным, если оно вынесено в соответствии с подлежащими применению по делу нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права.

Решение суда является обоснованным, если в нем изложены все имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выясненные в судебном заседании, и приведены доказательства в подтверждение доводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях сторон.

При рассмотрении настоящего спора вышеназванные требования закона судом апелляционной инстанцией не соблюдены.

В соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Согласно части 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

В силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.

Как усматривается из Устава МУП “Абазинское городское ЖКХ“, целями его деятельности является реализация тепловой энергии; эксплуатация, монтаж, ремонт котельного оборудования, трубопроводов, сетей теплоснабжения и канализации; оказание услуг по уборке города, вывозке твердых бытовых отходов; обслуживание, текущий и капитальный ремонт жилого и нежилого фонда; содержание автомобильных дорог; передача холодной воды и канализационных стоков.

Из постановления N 885 от 06.12.2006 следует, что оно вынесено на основании заявления директора МУП “Абазинское городское ЖКХ“, который просил в целях сохранности изъять из хозяйственного ведения предприятия муниципальное недвижимое имущество и автотранспорт и передать его вновь предприятию на праве безвозмездного пользования.

Кассационная инстанция полагает, что последующее возвращение предприятию из казны муниципального образования изъятого имущества в безвозмездное пользование согласно договору от 12.12.2006 свидетельствует о том, что МУП “Абазинское городское ЖКХ“ не могло в полном объеме осуществлять уставную деятельность без данного имущества.

Имеющимся в материалах дела бухгалтерским балансом МУП “Абазинское городское ЖКХ“ по состоянию на 01.10.2006 подтверждается, что на момент изъятия имущества из хозяйственного ведения, за предприятием числилась кредиторская задолженность в размере 22781000 рублей.

В нарушение требований статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда о правомерности отказа МУП “Абазинское городское ЖКХ“ от принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения имущества и об отсутствии доказательств того, что данные действия были вызваны намерением избежать обращения взыскания на имущество должника по долгам кредиторов сделаны без учета предусмотренных Уставом целей, задач и видов деятельности предприятия, а также без исследования наличия у предприятия на момент изъятия кредиторской задолженности.

Предоставленное статьями 295, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственника изъять у предприятия закрепленное за ним имущество, без ликвидации этого предприятия, при условии, что самим унитарным предприятием будут произведены действия, свидетельствующие об отказе от принадлежащего ему права, а также право самого предприятия распорядиться закрепленным за ним имуществом путем передачи его собственнику, не должны использоваться с намерением причинить вред другому лицу (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Суд апелляционной инстанции, признавая законным изъятие имущества у МУП “Абазинское городское ЖКХ“ и передачу его вновь предприятию по договору безвозмездного пользования, не указал правовых оснований для изменения правового режима пользования в отношении имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения у МУП “Абазинское городское ЖКХ“.

Вывод суда об отсутствии государственной регистрации права хозяйственного ведения и, следовательно, отсутствия самого права МУП “Абазинское городское ЖКХ“ на спорное имущество также является неправомерным.

В силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с абзацем 2 статьи 6 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ “О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации“ впредь до введения в действие федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации сделок с недвижимым имуществом.

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ данный Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования. Не позднее указанного срока органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, обязаны приступить к ведению Единого государственного реестра прав и выдаче информации о зарегистрированных правах.

Согласно постановлению Правительства Республики Хакасия от 12.03.1999 N 47, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, приступили к своей деятельности на территории Республики Хакасия в сентябре 1999 года.

Таким образом, договор о закреплении муниципального имущества г. Абаза на праве хозяйственного ведения за МУП “Абазинское городское ЖКХ“ от 05.05.1999 нельзя признать незаключенным, поскольку данная сделка была совершена до того, как органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, приступили к ведению Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество на территории Республики Хакасия. Стороны на момент совершения указанной сделки не имели возможности зарегистрировать договор с внесением записи в Единый государственный реестр прав.

Регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, проводившаяся органами, перечисленными в постановлении Правительства Российской Федерации от 01.11.1997 N 1378 (ред. от 23.01.1999) и в постановлении Правительства Республики Хакасия от 17.07.1998 N 113, до создания соответствующих органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, носила лишь учетный характер.

При указанных обстоятельствах выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем суд апелляционной инстанции не имел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление от 3 июня 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда подлежит отмене на основании частей 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а решение от 25 марта 2008 года Арбитражного суда Республики Хакасия - оставлению в силе.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскивается арбитражным судом со стороны.

При подаче кассационной жалобы со стороны МУП “Абазинское городское ЖКХ“ уплачена государственная пошлина в сумме 1000 рублей.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела следует отнести на администрацию муниципального образования город Абаза.

Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 3 июня 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А74-3238/07 отменить, решение от 25 марта 2008 года Арбитражного суда Республики Хакасия по тому же делу - оставить в силе.

Взыскать с администрации муниципального образования город Абаза в пользу муниципального унитарного предприятия “Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство“ 1000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела.

Арбитражному суду Республики Хакасия выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.В.ОРЛОВ

Судьи:

Л.А.КАДНИКОВА

Л.Ю.ПУЩИНА