Решения и постановления судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.08.2008 N А33-2813/08-Ф02-3966/08 по делу N А33-2813/08 Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа в части отказа в возмещении НДС, так как заявителем транспортные документы, подтверждающие факт доставки товара до места его погрузки, не представлены, а его контрагенты не имели необходимых условий для осуществления заявленных хозяйственных операций, налоговым органом сделан вывод о необоснованности заявленной налогоплательщиком по поставщикам налоговой выгоды.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 августа 2008 г. N А33-2813/08-Ф02-3966/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,

судей: Парской Н.Н., Юдиной Н.М.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска на решение от 29 марта 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-2813/08 (суд первой инстанции: Смольникова Е.Р.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Сияние“ (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району (далее - налоговая инспекция) N 1447/189 от 03.12.2007 в части отказа в возмещении из федерального бюджета налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 306323 рубля.

Решением от 29 марта 2008 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялись.

Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, обществом неправомерно заявлена сумма вычета в размере 247822 рубля по поставщикам ООО “Мера“ и ООО “Лесиндустрия“.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.



Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что инспекцией проведена камеральная проверка представленной обществом налоговой декларации по НДС по ставке 0 процентов за июнь 2007 года. По результатам проверки инспекцией составлен акт от 30.10.2007 N 4812, на основании которого вынесено решение N 1447/189 от 03.12.2007 об отказе в возмещении НДС в сумме 477522 рубля.

Считая, что данное решение не соответствует нормам материального права, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что налогоплательщиком выполнены все условия для применения права на налоговый вычет.

Инспекцией обжалуется судебный акт в части удовлетворения заявленных требований по поставщикам ООО “Мера“ и ООО “Лесиндустрия“ в отношении суммы 247822 рубля.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации. налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации

Исходя из пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Следовательно, правомерность применения вычетов по НДС должен доказать налогоплательщик. При этом данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции и представляемых налогоплательщиком в налоговые органы, должны отвечать установленным законодательством требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает реализацию права на осуществление налоговых вычетов.

В подтверждение правомерности заявленных налоговых вычетов общество представило в инспекцию договоры о поставке лесопродукции, заключенные с поставщиками ООО “Мера“ и ООО “Лесиндустрия“, счета-фактуры, выставленные этими поставщиками и товарные накладные формы ТОРГ-12.

Пунктом 1 постановления от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“ Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установлено, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.



По результатам встречной проверки поставщиков общества инспекцией установлено, что ООО “Мера“ и ООО “Лесиндустрия“ налог в бюджет не уплачивают, не имеют транспортных и основных средств, численности работников, по данным бухгалтерского баланса организации не имели товаров для перепродажи.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 вышеназванного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, о необоснованности налоговой выгоды может свидетельствовать отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.

Исходя из условий заключенных обществом договоров, доставка товара осуществлялась ООО “Мера“ и ООО “Лесиндустрия“ до места погрузки товаров в вагоны.

Транспортные документы, подтверждающие факт доставки лесопродукции ООО “Сияние“ указанными поставщиками, налогоплательщиком по требованию инспекции при проведении камеральной проверки не представлены. Такие документы не представлены обществом и при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Вместе с тем, согласно счетам-фактурам и товарным накладным, на основании которых налогоплательщиком заявлены вычеты по НДС, грузополучателем продукции указано общество. Таким образом, общество являлось участником отношений по транспортировке груза.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Таким образом, данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции, в том числе о лицах, осуществивших операции по отправке, перевозке и приемке груза, должны соответствовать фактическим обстоятельствам. Следовательно, счета-фактуры составляются на основе уже имеющихся первичных документов и должны отражать конкретные факты хозяйственной деятельности, подтверждаемые такими документами. Требования относительно порядка составления счетов-фактур относятся не только к полноте заполнения всех реквизитов, но и к достоверности содержащихся в них сведений.

Учитывая, что обществом транспортные документы, подтверждающие факт доставки товара до места его погрузки, не представлены, а контрагенты общества не имели необходимых условий для осуществления заявленных хозяйственных операций, инспекцией правомерно сделан вывод о необоснованности заявленной налогоплательщиком по поставщикам ООО “Мера“ и ООО “Лесиндустрия“ налоговой выгоды.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что решение суда подлежит в данной части отмене, как не соответствующее фактическим обстоятельствам дела. Поскольку в материалах дела достаточно доказательств для принятия нового решения, суд кассационной инстанции считает необходимым принять новое решение.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

В этой связи с учетом суммы госпошлины, уплаченной инспекцией в суде первой инстанции, с общества в пользу инспекции подлежат взысканию 2620 рублей.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 29 марта 2008 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-2813/08 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району N 1447/189 от 03.12.2007 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 247822 рубля, принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Сияние“ в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска 2620 рублей государственной пошлины.

Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.А.БРЮХАНОВА

Судьи:

Н.Н.ПАРСКАЯ

Н.М.ЮДИНА