Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.08.2008 N А19-18190/07-Ф02-3802/08 по делу N А19-18190/07 Суд правомерно удовлетворил заявление о признании незаконным бездействия администрации, поскольку пришел к правильному выводу о том, что администрация муниципального образования в установленный законом срок не обеспечила изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и не утвердила проект его границ, в связи с чем допустила незаконное бездействие.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2008 г. N А19-18190/07-Ф02-3802/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кадниковой Л.А.,

судей: Гуменюк Т.А., Пущиной Л.Ю.,

при участии в судебном заседании представителя администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское - Исуповой А.А. (доверенность от 14.11.2007 N 01/5082),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское на решение от 6 февраля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 23 мая 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-18190/07 (суд первой инстанции: Дягилева И.П., суд апелляционной инстанции: Григорьева И.Ю., Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Алексис“ (далее - ООО “Алексис“, общество) обратилось в
Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении изготовления в месячный срок кадастровой карты земельных участков и утверждения проекта границ земельных участков.

Решением суда первой инстанции от 6 февраля 2008 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское, выразившееся в необеспечении изготовления в месячный срок, установленный пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, кадастровой карты земельных участков и утверждения проекта границ земельных участков, расположенных под следующими объектами недвижимости (сооружениями), принадлежащими ООО “Алексис“: тепловая сеть, протяженностью 410,7 пог.м, инвентарный номер 25:436:001:200161990, расположенная в Иркутской области г. Усолье-Сибирское, от ул. Бурлова, 6 до ул. Бурлова, 2; канализационная сеть и водопровод, инвентарный номер 25:436:001:200162000, расположенные в Иркутской области г. Усолье-Сибирское, от ул. Бурлова, 6 до проспекта Комсомольский. Суд обязал администрацию муниципального образования г. Усолье-Сибирское устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО “Алексис“ путем обеспечения в месячный срок изготовления кадастровой карты земельных участков и утверждения проектов границ в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Постановлением от 23 мая 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда от 6 февраля 2008 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация муниципального образования г. Усолье-Сибирское ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения статей 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, неприменения пункта 4 части 4 статьи 288 АПК РФ.

ООО “Алексис“ о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление N 63426 от 18.07.2008), однако своего представителя в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассматривается без
его участия.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебных актов.

Как установлено материалами дела, ООО “Алексис“ является собственником следующих сооружений: тепловая сеть, протяженностью 410,7 пог.м, инвентарный номер 25:436:001:200161990, расположенная в Иркутской области г. Усолье-Сибирское, от ул. Бурлова, 6 до ул. Бурлова, 2, условный номер 38-38-12/001/2007-309, канализационная сеть и водопровод, инвентарный номер 25:436:001:200162000, расположенные в Иркутской области г. Усолье-Сибирское, от ул. Бурлова, 6 до проспекта Комсомольский, условный номер 38-38-12/001/2007-310. Указанные сооружения расположены на земельном участке, являющемся собственностью муниципального образования г. Усолье-Сибирское.

18.10.2007 ООО “Алексис“ обратилось в администрацию муниципального образования г. Усолье-Сибирское с заявлением об изготовлении кадастровой карты (плана) земельного участка под вышеуказанными сооружениями и утверждении его границ.

Администрация муниципального образования г. Усолье-Сибирское 16.11.2007 в письме N 01/5117 предложила для решения вопроса по изготовлению кадастровой карты (плана) земельного участка представить в отдел архитектуры и градостроительства проект границ земельного участка.

ООО “Алексис“, расценивая указанное письмо как бездействие, выразившееся в необеспечении изготовления кадастровой карты и утверждения проекта границ земельного участка, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования общества, суды двух инстанций исходили из следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие),
а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из статей 28, 29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие, в том числе, в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, сооружений, строений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Материалами дела, а именно: свидетельствами о государственной регистрации права от 01.03.2007 серии 38-АГ N 360158, серии 38-АГ N 360157 подтверждается право собственности ООО “Алексис“ на вышеуказанные тепловую и канализационную сети и водопровод.

Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Таким образом,
как правильно посчитали суды двух инстанций, администрация муниципального образования г. Усолье-Сибирское, как орган местного самоуправления, обязана была на основании имеющейся дежурной кадастровой карты (плана) в месячный срок со дня поступления заявления ООО “Алексис“ обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка, на котором расположены сооружения, принадлежащие обществу на праве собственности, и утвердить проект его границ.

Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что для изготовления кадастровой карты необходимо первоначально подготовить проект границ земельного участка. Заявитель считает, что изготовление кадастровой карты земельного участка на основании дежурных карт в месячный срок возможно только при условии того, что границы участка можно определить.

Названные доводы не основаны на пункте 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу абзаца 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что администрация муниципального образования г. Усолье-Сибирское в установленный законом срок не обеспечила изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и не утвердила проект его границ, в связи с чем допустила незаконное бездействие.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что суды двух инстанций приняли судебные акты о правах и обязанностях арендатора земельного участка ИП Круглова Ю.В., не привлеченного к участию в деле, также не может быть учтен.

Предметом судебного разбирательства является бездействие администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское, выразившееся в необеспечении изготовления кадастровой карты земельного участка в установленном
законом порядке. При этом права и обязанности ИП Круглова Ю.В. оспариваемым бездействием не затрагиваются.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы на постановление арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

Администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское по ее ходатайству была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.

Следовательно, с администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 6 февраля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 23 мая 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-18190/07 оставить без изменения кассационную жалобу без удовлетворения.

Взыскать с администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское в доход бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 1000 рублей.

Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.КАДНИКОВА

Судьи:

Т.А.ГУМЕНЮК

Л.Ю.ПУЩИНА