Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.07.2008 N А19-435/08-22-47-Ф02-3019/08 по делу N А19-435/08-22-47 Иск о взыскании расходов на предоставление льгот ветеранам по оплате коммунальных услуг удовлетворен правомерно, поскольку суд исходил из того, что согласно нормам ГК РФ ответственность за неполное возмещение понесенных истцом расходов в связи с предоставлением льгот ветеранам должна быть возложена на РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июля 2008 г. N А19-435/08-22-47-Ф02-3019/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Некрасовой Н.В.,

судей: Васиной Т.П., Уманя И.Н.,

при участии в судебном заседании:

от ОАО “НПК “Иркут“ - Терехова Е.Б. (доверенность N 80-И от 09.01.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2008 года по делу N А19-435/08-22-47 (суд первой инстанции: Аксаментова В.Г.),

установил:

открытое акционерное общество “Научно-производственная корпорация “Иркут“ (далее - ОАО “НПК “Иркут“) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Иркутской области в лице Департамента
финансов Иркутской области о взыскании расходов на предоставление льгот ветеранам по оплате коммунальных услуг в сумме 120554 рублей 82 копеек.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Иркутска.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2008 года исковые требования были удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации пользу ОАО “НПК “Иркут“ взыскано 120554 рубля 82 копейки. В удовлетворении исковых требований к Иркутской области в лице Департамента финансов Иркутской области отказано.

В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу решением, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, дело направить на новое рассмотрение.

По мнению заявителя кассационной жалобы, возмещение расходов от предоставления льгот определенным категориям граждан должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Заявитель полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие состав убытков.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО “НПК “Иркут“ просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

Дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ОАО “НПК “Иркут“ поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.

Как усматривается из материалов дела, основанием для предъявления иска указаны следующие обстоятельства.

ТЭЦ-58, структурное подразделение ОАО “НПК “Иркут“ в 4 квартале 2004 года, предоставлял льготы ветеранам, проживающим в домах жилищных кооперативов N 20, 36, 40, 48,
58, 69, 70, 73, в виде оплаты 50% коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“.

Постановлением мэра г. Иркутска от 19.05.2004 N 031-06-815/4-1 определен Порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, по приобретению и доставке топлива, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“, согласно которому на Главное финансовое управление Комитета по экономике и финансам Администрации г. Иркутска возложена обязанность производить перечисление денежных средств организациям г. Иркутска, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, в пределах средств, переданных в бюджет г. Иркутска в порядке межбюджетных отношений на текущий финансовый год, а организации обязаны предоставлять в Департамент социальной защиты Комитета по делам горожан Администрации г. Иркутска ежеквартальные отчеты и расшифровки к ним. На основании проверенных отчетов и произведенных соответствующих денежных перечислений составляются акты сверок.

Во исполнение требований постановлений мэра г. Иркутска между Департаментом социальной защиты Комитета по делам горожан Администрации г. Иркутска и ОАО “НПК “Иркут“ заключен договор N 221-66-337/4 от 09.06.2004, на возмещение за счет средств федерального и областного бюджетов расходов на предоставление льгот по оплате коммунальных услуг определенным категориям граждан, проживающих в домах жилищных кооперативов, ЖСК, ТСЖ.

По условиям данного договора ТЭЦ-58 ОАО “НПК “Иркут“ обязалось предоставлять определенным категориям граждан, льготы в виде 50% оплаты коммунальных услуг и предоставлять ежеквартальные отчеты о выполнении данной обязанности, а Департамент социальной защиты Комитета по делам горожан Администрации г. Иркутска предоставить финансовую заявку в Главное финансовое управление Комитета по экономике и финансам Администрации г. Иркутска и перечислить ОАО “НПК “Иркут“ со счета Комитета соответствующие денежные средства в пределах
лимитов бюджетных средств и при наличии денежных средств на счете.

ТЭЦ-58 ОАО “НПК “Иркут“ свои обязательства по договору выполнило полностью. Однако, Департамент социальной защиты Комитета по делам горожан Администрации г. Иркутска, ссылаясь на недостаточность денежных средств, выделенных из бюджета Иркутской области и бюджета Российской Федерации в 4 квартале 2004 года для целей возмещения расходов по предоставлению льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг, перечисление необходимых денежных средств в пользу ОАО “НПК “Иркут“ не произвел.

Факт предоставления ТЭЦ-58 ОАО “НПК “Иркут“ льгот в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ и сумма расходов, понесенных им в связи с предоставлением льгот, подтверждаются квартальными отчетами за 4 квартал 2004 года с расшифровками списочного состава ветеранов, актом сверки расчетов с Департаментом социальной защиты Комитета по делам горожан Администрации г. Иркутска по состоянию на 01.01.2005.

Согласно акту сверки расчетов между ОАО “НПК “Иркут“ и Департаментом социальной защиты Комитета по делам горожан Администрации г. Иркутска по состоянию на 01.01.2005 общая сумма не возмещенных за 4 квартал 2004 года расходов по Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ составила 120554 рубля 82 копейки.

Полагая, что у ответчиков имеется задолженность в сумме 120554 рублей 82 копеек, истец обратился в суд с настоящим иском.

В качестве правового обоснования своих требований, истец сослался на статьи 16, 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“.

Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что согласно статьям 16, 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснениям постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N
23 от 22.06.2006 ответственность за неполное возмещение понесенных истцом расходов в связи с предоставлением льгот ветеранам должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного решения и правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме.

Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ финансирование мер социальной защиты ветеранов предусмотрено за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, включая расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в домах независимо от вида жилищного фонда.

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ порядок возмещения вышеуказанных расходов утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и имеют целевое назначение.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

На основании вышеизложенного, на истца, как на открытое акционерное общество, не возложено бремя расходов по реализации федеральных законов. Выполнение этой обязанности открытым акционерным обществом противоречит целям его деятельности.

Принимая Федеральный закон от 23 декабря 2003
года N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“, государство не отменяло и не приостанавливало действие Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“, поэтому расходы по предоставлению субсидий могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

На основании вышеизложенного, судом кассационной инстанции не может быть принят довод заявителя о том, что возмещение расходов от предоставления льгот определенным категориям граждан должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В результате предоставления субсидий истцом недополучено 120554 рублей 82 копеек. Данные расходы истца, понесенные в связи с предоставлением субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, квалифицируются как убытки.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Компенсация расходов, понесенных истцом, предусмотрена Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“, поэтому обязанность надлежащего ответчика компенсировать эти расходы возникла из названного Закона, а не из договора.

Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ не предусмотрено ни возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования), ни обязанность по заключению договоров на возмещение расходов, понесенных предприятием при предоставлении льгот.

Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

Поскольку Российская Федерация не обеспечила в полном объеме исполнение федерального закона в части предоставления субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, Арбитражный суд Иркутской области правомерно удовлетворил исковые требования истца в сумме 120554 рублей 82 копеек за счет казны Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, довод заявителя кассационной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие состав убытков, является необоснованным.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражный суд Иркутской области полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, дал им оценку и не допустил нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, поэтому доводы заявителя кассационной жалобы необоснованны.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2008 года по делу N А19-435/08-22-47 следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Расходы по
уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела подлежат отнесению на заявителя на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 марта 2008 года по делу N А19-435/08-22-47 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.В.НЕКРАСОВА

Судьи:

Т.П.ВАСИНА

И.Н.УМАНЬ