Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.06.2008 N А19-302/08-53-Ф02-2708/08 по делу N А19-302/08-53 Иск о взыскании расходов, понесенных в связи с реализацией Закона РФ “О реабилитации жертв политических репрессий“ удовлетворен правомерно, так как ответчик не исполнил в полном объеме обязанности по финансированию льгот, предусмотренных данным Законом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2008 г. N А19-302/08-53-Ф02-2708/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Мироновой И.П.,

судей: Воробьевой Н.М., Рюмкиной М.Д.,

при участии в судебном заседании представителя Министерства финансов Российской Федерации - Макаровой А.В. (доверенность N 13-15.1/2 от 27.12.2007),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 15 февраля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-302/08-53 (суд первой инстанции: Рукавишникова Е.В.),

установил:

муниципальное унитарное предприятие ремонтно-эксплуатационное управление “Центральный“ Свердловского округа г. Иркутска (МУП РЭУ “Центральный“) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
(Министерство финансов РФ) с иском о взыскании 72215 рублей 90 копеек расходов, понесенных в связи с реализацией Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Иркутская область в лице Департамента финансов Иркутской области, администрация г. Иркутска, Департамент социальной защиты населения Иркутской области.

Решением от 15 февраля 2008 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с судебным актом, Министерство финансов РФ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске.

По мнению заявителя, судом необоснованно применено постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“, не являющееся нормативным правовым актом.

Министерство финансов РФ считает недоказанным наличие состава правонарушения, являющегося основанием для наступления ответственности вследствие причинения вреда.

В отзыве на кассационную жалобу МУП РЭУ “Центральный“ возражало против ее доводов и просило оставить судебный акт без изменения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Истец и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, заслушав мнение представителя Министерства финансов РФ, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для отмены судебного акта.

Из материалов дела усматривается, что МУП РЭУ “Центральный“ в период
с 01.10.2004 по 31.12.2004 предоставляло гражданам, имеющим право на льготное обеспечение, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“.

В результате уменьшения размера платежей за предоставление коммунальных услуг в указанный период МУП РЭУ “Центральный“ понесло расходы в сумме 72215 рублей 90 копеек.

Понесенные расходы были компенсированы истцу не в полном объеме, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о неисполнении ответчиком в полном объеме обязанности по финансированию льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“.

В соответствии с пунктом “ж“ статьи 16 Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ лица, подвергшиеся политическим репрессиям, имеют право на снижение на 50% размера оплаты за коммунальные услуги.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что МУП РЭУ “Центральный“ не получило в достаточном количестве денежных средств на реализацию Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Размер невозмещенных расходов от предоставления истцом льгот по оплате жилья и коммунальных услуг составил 72215 рублей 90 копеек, что подтверждается актом сверки сумм, подлежащих возмещению за 2004 год, расшифровкой по поставщикам суммы подлежащих возмещению расходов за 4 квартал 2004 года, отчеты о сумме выпадающих доходов за 4 квартал 2004 года, списками граждан, получившим льготы.

При определении субъекта ответственности Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что перечисленные Иркутской области из Фонда компенсаций и утвержденные в областном бюджете средства, в объеме, выделяемом на реализацию Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, распределены потребителям в полном объеме, в том числе муниципальному образованию “Город
Иркутск“ предусмотрено в 2004 году 12147 тыс. руб., доказательств нецелевого использования денежных средств не представлено.

Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме (статья 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Арбитражный суд Иркутской области с учетом положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ пришел к правомерному выводу о возложении на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанности по компенсации понесенных предприятием расходов.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.

При таких обстоятельствах судебный акт вынесен с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями
274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 15 февраля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-302/08-53 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.П.МИРОНОВА

Судьи:

Н.М.ВОРОБЬЕВА

М.Д.РЮМКИНА