Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.05.2008 N А33-11818/07-Ф02-2060/08 по делу N А33-11818/07 Дело по заявлению о признании недействительным решения налогового органа в части уменьшения суммы признанных необоснованными налоговых вычетов по НДС, доначислении НДС, уменьшении суммы штрафа передано на новое рассмотрение, так как суд не исследовал документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов по НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2008 г. N А33-11818/07-Ф02-2060/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Скубаева А.И.,

судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,

при участии в судебном заседании представителей Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю Ермоленко А.А. (доверенность от 20.05.2008) и общества с ограниченной ответственностью “Лагуна-Офис“ Трайковской Л.В. (доверенность от 15.05.2008 N 2),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю на решение от 29 ноября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 11 февраля 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-11818/07 (суд первой инстанции: Бескровная Н.С.; суд апелляционной инстанции: Демидова Н.М.,
Бычкова О.И., Колесникова Г.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Лагуна-Офис“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю (далее - управление) о признании недействительным решения от 21.06.2007 N 25-550.

Решением суда от 29 ноября 2007 года заявленные требования общества удовлетворены.

Постановлением апелляционного суда от 11 февраля 2008 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, необоснованным является вывод суда о том, что у управления отсутствовало право исследовать представленные налогоплательщиком документы и управление обязано было оценить решение от 22.12.2006 N 1926 исходя из обстоятельств, установленных в ходе камеральной налоговой проверки. Требование Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска от 02.10.2006 N 12864 о предоставлении документов, подтверждающих правомерность налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, не вручено адресату, так как по юридическому адресу общество не находится. Обжалуя решение налогового органа в вышестоящую инстанцию, налогоплательщик сам представил необходимые документы, подтверждающие правомерность налоговых вычетов. Принятое управлением решение от 21.06.2007 N 25-550 о частичном удовлетворении заявленных требований не повлекло нарушение конституционных прав налогоплательщика, так как представленные обществом документы, являющиеся приложением к жалобе, были рассмотрены по существу и положение общества принятым решением, было улучшено.

В отзыве на кассационную жалобу управления общество ссылается на законность и обоснованность принятых судебных актов.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив в порядке статьи
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебных актов, принятых по настоящему спору, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Общество с ограниченной ответственностью “Лагуна-Офис“ зарегистрировано в качестве юридического лица 22.03.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска за основным государственным регистрационным номером 1052465028769, сведения о юридическом лице внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за июль 2006 года, согласно которой: налог на добавленную стоимость исчислен в размере 552711 рублей; сумма налоговых вычетов составила 564090 рублей; сумма, заявленная к возмещению из бюджета составила 11379 рублей.

В порядке статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая инспекция 02.10.2006 по юридическому адресу общества направила требование N 12864 о представлении документов для подтверждения налоговых вычетов. На основании того, что данные документы представлены не были, налоговой инспекцией принято решение от 22.12.2006 N 1926 о признании необоснованными налоговых вычетов в сумме 564090 рублей, отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 11379 рублей, доначислен и предложено уплатить обществу налог на добавленную стоимость в сумме 552711 рублей. Кроме того, на основании указанного решения, общество привлечено к налоговой ответственности по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 110243 рубля 20 копеек.

Не согласившись с вынесенным решением налоговой инспекции, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Красноярского края и в Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю.

Решением от 28 мая 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-3154/07,
оставленным без изменения постановлением от 30 июля 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда и постановлением от 7 ноября 2007 года Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, решение Инспекцией Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Красноярска от 22.12.2006 N 1926 признано недействительным.

Решением управления от 21.06.2007 N 25-550 жалоба налогоплательщика удовлетворена частично. Указанным решением уменьшены суммы признанных необоснованными налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за июль 2006 года до 56404 рублей, доначислен налог на добавленную стоимость за спорный налоговый период в сумме 45025 рублей, уменьшена сумма штрафа до 8706 рублей.

Не согласившись с вынесенным решением управления, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Красноярского края.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных требований общества, по мнению суда кассационной инстанции, являются недостаточно обоснованными, сделанными по неполно исследованным материалам дела.

В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации общество в спорный период являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.

Согласно статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Статьей 54 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Согласно статье 154 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов
(для подакцизных товаров) и без включения в них налога. В силу статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на добавленную стоимость исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих принятие на учет указанных товаров (работ, услуг), при наличии соответствующих первичных документов. При этом обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров, поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации N 266-О от 12.07.2006 при проведении камеральных налоговых проверок на основе представленных налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, налоговые органы в силу статей 31, 88 и 93 Налогового кодекса Российской Федерации вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Что касается налогоплательщика, то, как следует из положений статей 171, 172 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации, находящихся в системной связи с его статьей 88, он не обязан, а вправе (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 172) приложить к подаваемой налоговой декларации документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость
(в частности, счета-фактуры).

Обязанность по предоставлению таких документов возникает у налогоплательщика, согласно части 4 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, только при условии направления налоговым органом соответствующего требования. Поскольку решение об отказе в налоговом вычете выносится по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, налоговый орган не имеет права отказать налогоплательщику в налоговом вычете, если соответствующая налоговая проверка не была им проведена.

Таким образом, положения статьи 88, пунктов 1 и 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 и пунктов 1 - 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации не обязывают налогоплательщика одновременно с подачей налоговой декларации (и/или заявления о возврате из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в случае превышения сумм налоговых вычетов общей суммы налога) представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета (в частности, счета-фактуры). Эта обязанность возникает у него с момента получения требования налогового органа о представлении указанных документов.

Как следует из материалов дела, судебными актами по делу N А33-3154/07 установлено, что в ходе камеральной проверки налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование от 02.10.2006 N 12864 о представлении документов, подтверждающих налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость. Указанное требование не было вручено налогоплательщику в связи с отсутствием организации по юридическому адресу. Поскольку обществом не было получено требование о представлении документов, подтверждающих налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, и оно не имело возможности до принятия решения от 22.12.2006 N 1926 представить в налоговый орган необходимые документы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что позиция налогового органа об отсутствии у налогоплательщика документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов, является
необоснованной.

Управление, принимая оспариваемое решение, которым изменило решение налоговой инспекции исходило из того, что общество, представив в управление по собственной инициативе документы, подтверждающие право на применение налогового вычета, не доказало обоснованность своей позиции, по товару, оприходованному в августе 2006 года, в связи с чем пришло к выводу о необоснованном применении обществом налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за июль 2006 года в размере 56404 рублей 18 копеек.

Принимая решение, управление оценивало решение налоговой инспекции от 22.12.2006 N 1926 в совокупности со всеми имеющимися документами, представленными налогоплательщиком, что не противоречит положениям статей 139, 140 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем вывод суда о том, что у управления отсутствовало право исследовать представленные документы, а необходимо было оценить решение налоговой инспекции исходя из обстоятельств, установленных в ходе камеральной налоговой проверки, а также, вывод о том, что управление должно было отменить решение налоговой инспекции и назначить дополнительную проверку, являются необоснованными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (пункт 1 статьи 180 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что на дату вынесения управлением решения от 21.06.2007 N 25-550 решение от 28.05.2007 Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-3154/07 не вступило в законную силу и обжаловано налоговой инспекцией в апелляционную инстанцию, управлением рассматривалось дело по существу, в связи с чем необоснованным является вывод суда о нарушении управлением регламента рассмотрения споров в досудебном порядке, утвержденного Приказом МНС России от 17.08.2001 N БГ-3-12/290, соблюдение которого, по мнению суда, исключило бы появление ненормативного правового акта, вступившего в противоречие с содержанием состоявшегося судебного решения, между теми же сторонами по тем же основаниям.

Нарушение управлением срока, рассмотрения жалобы налогоплательщика на решение нижестоящего налогового органа не является безусловным основанием для признания решения незаконным.

На основании изложенного, поскольку суд не установил имеющие значение обстоятельства, связанные с оценкой первичных документов, подтверждающих обоснованность применения налогоплательщиком налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

При новом рассмотрении суду следует предложить обществу представить документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, и с учетом выводов суда кассационной инстанции принять законное и обоснованное решение по делу.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 29 ноября 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 11 февраля 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-11818/07 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И.СКУБАЕВ

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

Н.М.ЮДИНА