Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.04.2008 N А19-15762/07-11-Ф02-1481/08 по делу N А19-15762/07-11 Суд правомерно признал незаконным и отменил постановление службы финансово-бюджетного надзора о привлечении к административной ответственности за нарушение валютного законодательства, поскольку нормативными актами Центрального банка РФ справка о подтверждающих документах не была отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 апреля 2008 г. N А19-15762/07-11-Ф02-1481/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кадниковой Л.А.,

судей: Пущиной Л.Ю., Шелеминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью “Октябрьский ЛЗК“ - Суровцевой Н.Г. (доверенность от 21.04.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области на постановление от 16 января 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-15762/07-11 (суд первой инстанции: Филатов Д.А., суд апелляционной инстанции: Григорьева И.Ю., Лешукова Т.О., Желтоухов Е.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Октябрьский ЛЗК“ (далее - ООО “Октябрьский ЛЗК“, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к
Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области (далее - Управление) с заявлением об отмене постановления от 09.10.2007 N 25-07/180 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 13 ноября 2007 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением от 16 января 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда от 13 ноября 2007 года отменено. Принято новое решение. Постановление от 09.10.2007 N 25-07/180 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, признано незаконным и отменено.

В кассационной жалобе Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области ставит вопрос о проверке законности постановления от 16 января 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по основаниям неправильного применения Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле), Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П “О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операции“, неприменения части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Представитель ООО “Октябрьский ЛЗК“ считает постановление апелляционного суда законным и обоснованным, представлен отзыв.

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление N 63981 от 28.03.2008), однако своего представителя в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассматривается без его участия.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права
по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене постановления апелляционного суда.

Как следует из материалов дела, ООО “Октябрьский ЛЗК“ заключило контракт от 15.06.2005 N 63 с нерезидентом - “UBT Co LTD“, предметом которого является поставка лесопродукции на сумму 160000 долларов США. Обществом в Чунском отделении N 7730 АК СБ РФ оформлен паспорт сделки N 05060002/1481/0442/1/0, переоформленный в Тайшетском отделении N 2410 на паспорт сделки N 06040005/1481/0435/1/0.

Должностным лицом Иркутской таможни при проведении соблюдения обществом валютного законодательства Российской Федерации установлено, что общество с нарушением установленного срока представило в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах: при сроке представления 15.03.2007 документы представлены 10.05.2007, при сроке представления 15.05.2007 документы представлены 10.07.2007, при сроке представления 15.04.2007 документы представлены 26.04.2007. Согласно Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П резидент представляет в уполномоченный банк документы, связанные с проведением валютных операций по внешнеторговым сделкам, в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации.

27.08.2007 должностным лицом Иркутской таможни в отношении ООО “Октябрьский ЛЗК“ составлен протокол об административном правонарушении N 10607000-497/2007.

Постановлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области от 09.10.2007 N 25-07/180 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 минимальных размеров оплаты труда в сумме 40000 рублей за каждое совершенное правонарушение, что составило 120000 рублей.

Отказывая ООО “Октябрьский ЛЗК“ в удовлетворении заявления о признании постановления от 09.10.2007 N 25-07/180 незаконным и
его отмене, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.

Апелляционный суд, удовлетворяя требования ООО “Октябрьский ЛЗК“, пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

В соответствии с нормами Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ различаются институты “учет и отчетность по валютным операциям“ и “документы и информация, связанная с проведением валютных операций“.

К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23 Федерального закона), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции. К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах.

Нормативными актами Центрального банка Российской Федерации справка о подтверждающих документах не была отнесена к категории документов, являющихся формами учета и
отчетности по валютным операциям, что также подтверждается письмом Центрального банка Российской Федерации от 26.07.2007 N 04-31-2/3178, доведенным до сведения арбитражных судов письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.08.2007 N ВАС-С05/С4-1183.

Таким образом, апелляционный суд пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях ООО “Октябрьский ЛЗК“ объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что справки о подтверждающих документах, предусмотренные Положением N 258-П, являются формами учета и отчетности и, следовательно, нарушение сроков представления справок образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, не может быть учтен судом кассационной инстанции по мотивам, изложенным выше.

Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, в связи с чем в силу статьи 286 АПК РФ не могут быть учтены судом кассационной инстанции.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 16 января 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-15762/07-11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.КАДНИКОВА

Судьи:

Л.Ю.ПУЩИНА

М.М.ШЕЛЕМИНА