Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.04.2008 N А58-2621/05-Ф02-1308/08 по делу N А58-2621/05 Дело по иску о взыскании долга за перевозки авиапассажиров, осуществленные на основании заявки, содержащейся в гарантийных письмах ответчика, передано на новое рассмотрение, поскольку суд не дал оценку доказательствам, представленным сторонами, не квалифицировал в соответствии с нормами материального права правоотношения, возникшие между администрацией и истцом в связи с направлением первой заявки на перевозку авиапассажиров и оказанием вторым соответствующих услуг.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 апреля 2008 г. N А58-2621/05-Ф02-1308/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Уманя И.Н.,

судей: Некрасовой Н.В., Попова О.А.,

при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества “Авиакомпания “Домодедовские авиалинии“ Линника А.П. (доверенность N 01.09-3174 от 24 июня 2005 года и паспорт),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу истца - открытого акционерного общества “Авиакомпания “Домодедовские авиалинии“ на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2007 года по делу N А58-2621/05 (суд первой инстанции: Мирошниченко Л.И.),

установил:

определением от 6 июня 2005 года Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) принято к производству исковое заявление открытого акционерного общества “Авиакомпания “Домодедовские авиалинии“
(далее - ОАО “Домодедовские авиалинии“) к администрации г. Якутска о взыскании на основании статей 15, 309, 310, 334, 393, 421, 787 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 104, 105 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктов 2.1.6, 2.2.2 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР, утвержденных Приказом МГА СССР от 16 января 1985 года N 19, 733.150 рублей долга за перевозки авиапассажиров, осуществленные на основании заявки, содержащейся в гарантийных письмах ответчика от 7 августа 2002 года 01 N 445-ГА, от 21 августа 2002 года 01 N 505-ГА и от 27 августа 2002 года 01 N 535-ГА.

Определением от 4 августа 2005 года удовлетворено ходатайство ОАО “Домодедовские авиалинии“ о замене ответчика - администрации г. Якутска на муниципальное образование “Город Якутск“ (далее - МО “Город Якутск“). Одновременно к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Правительство Республики Саха (Якутия) и Республика Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия).

6 сентября 2005 года ОАО “Домодедовские авиалинии“ уточнило предмет иска, заявив требование о взыскании с МО “Город Якутск“, Правительства Республики Саха (Якутия) и Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) солидарно 733.150 рублей долга.

6 октября 2005 года от ОАО “Домодедовские авиалинии“ поступило заявление о возмещении судебных расходов в размере 14.950 рублей, которое принято определением от 6 октября 2006 года.

Определением от 8 ноября 2005 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена по ходатайству истца ликвидационная комиссия администрации г. Якутска.

17 января 2006 года от ОАО “Домодедовские авиалинии“ поступило заявление о возмещении судебных расходов в сумме 38.881 рубля 50 копеек, из
которых 13.831 рубль 50 копеек составляют расходы по государственной пошлине и 25.050 рублей расходы за проживание в гостинице.

17 января 2006 года ОАО “Домодедовские авиалинии“ подтвердило требование о взыскании 733.150 рублей долга и 38.881 рубля 50 копеек с МО “Город Якутск“, Правительства Республики Саха (Якутия) и Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия).

Решением от 24 января 2006 года принят отказ ОАО “Домодедовские авиалинии“ от иска к ликвидационной комиссии администрации г. Якутска, производство по делу в части требования о взыскании долга, предъявленного к ликвидационной комиссии администрации г. Якутска, прекращено, а в удовлетворении исковых требований о взыскании с МО “Город Якутск“, Правительства Республики Саха (Якутия) и Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) 733.150 рублей долга и 38.881 рубля 50 копеек судебных расходов отказано.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что полномочия администрации г. Якутска были прекращены с 13 января 2003 года в связи с проводившейся в Республике Саха (Якутия) административной реформой и образованием органов местного самоуправления в соответствии с постановлениями Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 января 2003 года N 16 и от 30 января 2003 года N 47, созданием специальной ликвидационной комиссии, полномочия которой прекращены распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 ноября 2005 года N 1381-р; из того, что ликвидация администрации г. Якутска не завершена по причине отсутствия доказательств внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц; из того, что отсутствуют доказательства правопреемства мэрии МО “Город Якутск“ и ликвидируемой администрации г. Якутска.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)
от 9 июня 2006 года произведено в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальное правопреемство МО “Город Якутск“ на муниципальное образование “Городской округ “Якутск“ (далее - МО “Городской округ “Якутск“), решение от 24 января 2006 года оставлено без изменения.

Суд апелляционной инстанции признал правильными обстоятельства, установленные судом первой инстанции, указав в постановлении от 9 июня 2006 года на то, что ОАО “Домодедовские авиалинии“ не утратило возможности на предъявление требований к администрации г. Якутска в процессе ее ликвидации, при этом осуществил процессуальное правопреемство одного из ответчиков, сославшись на свидетельство о государственной регистрации от 27 октября 2005 года и на Устав Городского округа “Якутск“, принятый постановлением городского собрания депутатов г. Якутска от 22 января 2003 года N ПГС-2-6 с изменениями от 27 октября 2006 года.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 сентября 2006 года решение от 24 января 2006 года и постановление от 9 июня 2006 года отменены в связи с неправильным применением норм материального права, дело N А58-2621/05 направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), которому предлагалось принять меры к выяснению вопроса о ликвидации администрации г. Якутска, сделать вывод о правопреемстве мэрии МО “Город Якутск“ и администрации г. Якутска с учетом Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 января 2003 года N 16 “Об образовании в улусах (районах) и г. Якутске Республики Саха (Якутия) специальных ликвидационных комиссий“ (с учетом дополнений и изменений от 30 января 2003 года), Постановления Конституционного Суда Республики Саха (Якутия)
от 5 ноября 2004 года N 8-П.

21 декабря 2006 года ОАО “Домодедовские авиалинии“ уточнило иск, предъявив требование о взыскании с МО “Городской округ “Якутск“ 733.150 рублей долга и 38.881 рубля 50 копеек судебных расходов, при этом отказалось от исковых требований к ликвидационной комиссии администрации г. Якутска, к Правительству Республики Саха (Якутия) и к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия).

Определением от 21 декабря 2006 года принят отказ ОАО “Домодедовские авиалинии“ от иска к ликвидационной комиссии администрации г. Якутска, к Правительству Республики Саха (Якутия) и к Республике Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия), производство по делу в этой части прекращено, принято уточнение иска о взыскании с МО “Городского округа “Якутск“ 733.150 рублей долга и 38.881 рубля 50 копеек судебных расходов.

Решением от 1 февраля 2007 года произведено процессуальное правопреемство ответчика, МО “Город Якутск“ заменено на МО “Городской округ “Якутск“, с МО “Городской округ “Якутск“ взысканы в пользу ОАО “Домодедовские авиалинии“ 733.150 рублей долга.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 мая 2007 года решение от 1 февраля 2007 года отменено на основании пункта 2 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с нарушением норм процессуального права, выразившегося в рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика - МО “Городской округ “Якутск“, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, дело N А58-2621/05 направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).

Определением от 10 октября 2007 года произведено на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальное правопреемство ответчика
- МО “Город Якутск“ на муниципальное образование “Городской округ Якутск“ (далее - МО “Городской округ Якутск“).

Определением от 16 ноября 2007 года уточнено наименование ответчика - окружная администрация г. Якутска.

Решением от 25 декабря 2007 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В порядке апелляционного производства дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ОАО “Домодедовские авиалинии“ просит отменить решение от 25 декабря 2007 года, принять новый судебный акт, которым взыскать в его пользу с окружной администрации г. Якутска долг в размере 733.150 рублей.

Заявитель кассационной жалобы выражает несогласие с выводом Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) о том, что окружная администрация г. Якутска не является правопреемником ликвидированной администрации г. Якутска по обязательствам, возникшим из перевозки авиапассажиров по гарантийным письмам от 7 августа 2002 года 01 N 445-ГА, от 21 августа 2002 года 01 N 505-ГА и от 27 августа 2002 года 01 N 535-ГА, полагает, что он сделан без учета норм права, содержащихся в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, в постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 января 2003 года N 16 “Об образовании в улусах (районах) и г. Якутске Республики Саха (Якутия) специальных ликвидационных комиссий“ (с учетом дополнений и изменений от 30 января 2003 года), изданным во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 8 января 2003 года N 682 “Об организационных мерах по обеспечению перехода к осуществлению местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)“, в Постановлении Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 ноября 2004 года N 8-П.

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что
услуги по перевозке детей и сопровождавших их взрослых по маршруту Москва - Якутск - Москва для участия в фестивале танцевальных коллективов северных народов России под названием “Сияние Севера“ были оказаны для нужд администрации г. Якутска, в связи с чем обязанность по их оплате лежит на правопреемнике ответчика - окружной администрации г. Якутска.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

На основании части 1 статьи 163 и части 1 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 15 апреля 2008 года до 15 часов 30 минут 17 апреля 2008 года.

Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями, содержащимися в части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: ОАО “Домодедовские авиалинии“ 1 апреля 2008 года (почтовое уведомление N 61890) и окружная администрация г. Якутска 26 марта 2008 года (почтовое уведомление N 61891).

Представитель окружной администрации г. Якутска в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие, в порядке, установленном главой 35 вышеназванного Кодекса.

Представитель ОАО “Домодедовские авиалинии“ Линник А.П. поддержал в судебном заседании доводы кассационной жалобы.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность решения от 25 декабря 2007 года, принятого по делу N А58-2621/05, правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) норм материального права и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Как видно из материалов дела,
администрация г. Якутска обратилась к ОАО “Домодедовские авиалинии“ с гарантийными письмами от 7 августа 2002 года 01 N 445-ГА, от 21 августа 2002 года 01 N 505-ГА и от 27 августа 2002 года N 535-ГА, в которых просило осуществить авиаперевозку группы участников детского фестиваля танцевальных коллективов северных городов России “Сияние Севера“ в количестве 75 человек согласно прилагавшемуся списку, в том числе 5 сентября 2002 года по маршруту Москва - Якутск и 9 сентября 2002 года по маршруту Якутск - Москва. Гарантировав оплату стоимости авиаперевозки пассажиров в направлении “туда - обратно“, администрация г. Якутска приняла на себя обязательство оплатить стоимость оказанной услуги на основании счетов перевозчика, при этом 20 процентов стоимости перевозки в срок по 31 августа 2002 года, а оставшиеся 80 процентов стоимости перевозки в срок по 1 октября 2002 года (л.д. 8, 10, 11, 23 - 24 т. 1).

ОАО “Домодедовские авиалинии“ выставило администрации г. Якутска счет N 808 от 29 августа 2002 года на сумму 188.200 рублей, указав на то, что денежные средства в названной сумме являются предоплатой в размере 20 процентов за перевозку авиапассажиров рейсами Москва - Якутск 5 сентября 2002 года и Якутск - Москва 9 сентября 2002 года (л.д. 22 т. 1).

По платежному поручению N 613 от 5 сентября 2002 года истцу через Финансово-казначейское управление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) перечислены 179.600 рублей со ссылкой в платежном документе на счет N 808 от 29 августа 2002 года (л.д. 15 т. 1).

В подтверждение исполнения обязательства, принятого перед администрацией г. Якутска, истцом переданы для приобщения к материалам дела
копии авиабилетов, выписанных на имя лиц, список которых представлялся перевозчику администрацией г. Якутска, двухсторонним актом приемки выполненных работ на сумму 912.750 рублей от 30 сентября 2002 года, а также двухсторонним актом сверки взаиморасчетов по состоянию на 1 ноября 2002 года, по которому сальдо в пользу ОАО “Домодедовские авиалинии“ составило 733.150 рублей (л.д. 13, 14, 25 - 49 т. 1).

В письме генерального директора ОАО “Домодедовские авиалинии“ Маслова А.В., адресованном главе администрации г. Якутска Михальчуку И.Ф. за исх. N 01.09-292 от 20 января 2003 года, к которому прилагался счет N 1153 от 26 ноября 2002 года на сумму 733.150 рублей, предлагалось ускорить погашение долга (л.д. 19 т. 1).

Неисполнение администрацией г. Якутска обязательства по оплате стоимости перевозки авиапассажиров, послужило причиной для обращения ОАО “Домодедовские авиалинии“ в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском о взыскании спорной суммы.

Исковые требования мотивированы тем, что администрация г. Якутска обратилась к ОАО “Домодедовские авиалинии“ с письмом 01 N 445-ГА от 7 августа 2002 года, в котором содержалась просьба о перевозке воздушным транспортом 75 пассажиров - детей и сопровождавших их взрослых согласно представленному списку по маршруту Москва - Якутск - Москва для участия в IV Международном фестивале танцевальных коллективов северных народов России “Сияние Севера“; тем, что ОАО “Домодедовские авиалинии“ в письме от 9 августа 2002 года приняло предложение администрации г. Якутска; тем, что администрация г. Якутска в гарантийных письмах N 02-129мск от 20 августа 2002 года, 01 N 505-ГА от 21 августа 2002 года и 01 N 535-ГА от 27 августа 2002 года приняла на себя обязательство оплатить в
полном объеме стоимость услуг по перевозке пассажиров; тем, что во исполнение принятых на себя обязательств ОАО “Домодедовские авиалинии“ 5 сентября 2002 года перевезло пассажиров по маршруту Москва - Якутск и 9 сентября 2002 года по маршруту Якутск - Москва, стоимость перевозки составила 912.750 рублей, оказанные услуги приняты ответчиком по акту от 30 сентября 2002 года и подтверждаются полетными купонами авиабилетов; тем, что ответчиком перечислены истцу в добровольном порядке лишь 179.600 рублей по платежному поручению N 613 от 5 сентября 2002 года, а оставшиеся денежные средства администрация г. Якутска обязалась перечислить в срок по 1 октября 2002 года, но этого обязательства не исполнила; тем, что наличие долга за оказанные услуги в сумме 733.150 рублей подтверждено актом сверки взаиморасчетов по состоянию на 1 ноября 2002 года; тем, что претензия о погашении долга от 20 января 2003 года N 01.09-292 осталась без ответа.

Окружная администрация г. Якутска в отзыве от 11 декабря 2007 года на исковое заявление, подтвердив наличие долга администрации г. Якутска перед ОАО “Домодедовские авиалинии“ в размере 733.150 рублей по обязательствам, возникшим из перевозки авиапассажиров на основании гарантийных писем от 7 августа 2002 года 01 N 445-ГА, от 21 августа 2002 года 01 N 505-ГА и от 27 августа 2002 года 01 N 535-ГА, сообщило о том, что отсутствует факт правопреемства ответчика по данному обязательству, а поэтому вновь созданный орган местного самоуправления не может отвечать по обязательствам ликвидированного органа государственной власти.

При разрешении спора суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, установив то, что администрация г. Якутска являлась органом государственной власти, в полномочия которой входили вопросы местного значения; то, что на основании постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 января 2003 года N 16 и от 30 января 2003 года N 47 в Республике Саха (Якутия) осуществлялась административная реформа, в ходе которой с 13 января 2003 года были прекращены полномочия администрации г. Якутска, создана специальная ликвидационная комиссия, полномочия которой, в свою очередь, прекращены распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 ноября 2005 года N 1381-р; то, что 22 июня 2004 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации администрации г. Якутска как юридического лица.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) исходил из того, что мероприятия, посвященные фестивалю танцевальных коллективов северных народов России “Сияние Севера“ проводились в рамках Федеральной целевой программы “Дети Севера“, заказчиком которых выступило Правительство Республики Саха (Якутия) в лице администрации г. Якутска; из того, что оплата за авиаперевозки, осуществленные истцом, должна была производиться за счет бюджетных средств через казначейство Республики Саха (Якутия); из того, что безвозмездная передача в муниципальную собственность имущества администрации г. Якутска не подтверждает факта универсального правопреемства окружной администрации г. Якутска, при этом материалы дела не содержат документов, подтверждающих принятие последней долга перед ОАО “Домодедовские авиалинии“.

Обжалуемый судебный акт принят с нарушением норм процессуального права по неполно установленным обстоятельствам дела, в связи с чем он не отвечает требованиям части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

Принимая решение от 25 декабря 2007 года, суд первой инстанции в нарушение части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не квалифицировал в соответствии с нормами материального права правоотношения, возникшие между администрацией г. Якутска и ОАО “Домодедовские авиалинии“ в связи с направлением первой заявки на перевозку авиапассажиров и оказанием вторым соответствующих услуг, а, соответственно, не установил прав и обязанностей сторон.

В силу пункта 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В связи с проведенной административной реформой в Республике Саха (Якутия) администрация г. Якутска, на основании гарантийных писем которой осуществлена авиаперевозка пассажиров, ликвидирована, а ее функции переданы окружной администрации г. Якутска.

Как предусмотрено пунктом 10 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.

Основанием для отказа в удовлетворении исковых требований послужил вывод суда первой инстанции о том, что мероприятия, посвященные фестивалю танцевальных коллективов северных народов России “Сияние Севера“, в рамках которых возникло обязательство администрации г. Якутска перед ОАО “Домодедовские авиалинии“ по оплате стоимости услуг по авиаперевозке пассажиров, проводились в рамках Федеральной целевой программы “Дети Севера“, а не в связи с решением вопросов местного значения.

Вместе с тем, описательная часть обжалуемого судебного акта не содержит указания на доказательства, на которых основаны выводы суда о вышеназванных обстоятельствах дела, имеющих значение для правильного разрешения спора, а также доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг доказательства, которые могут свидетельствовать об ином.

Федеральная целевая программа “Дети Севера“ (2001 - 2002 годы) (далее - Федеральная программа) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 года N 625 “О Федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001 - 2002 годы“.

Согласно сведениям, содержащимся в паспорте Федеральной программы, она была направлена на достижение следующих результатов: улучшение здоровья детей Севера; обеспечение доступности детям Севера, проживающим в удаленных поселениях, квалифицированной диагностической медицинской помощи, услуг сферы образования и воспитания, культуры, физкультуры и спорта; овладение детьми коренных малочисленных народов Севера навыками традиционного ведения хозяйства.

Объектом Федеральной программы являлись дети, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и находящиеся в особо трудных условиях жизнеобеспечения, численность которых составляла на момент утверждения Программы около 3 миллионов человек, в том числе почти 60 тысяч человек из числа коренных малочисленных народов Севера.

В качестве исполнителей мероприятий Федеральной программы были названы Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Российская академия медицинских наук (по согласованию), Сибирское отделение Российской академии медицинских наук (по согласованию), Центральный совет физкультурно-спортивного общества профсоюзов “Россия“ (по согласованию), Российская академия образования (по согласованию), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию).

Финансирование Федеральной программы предусматривалось в сумме 256.300.000 рублей за счет средств федерального бюджета, в том числе 41.600.000 рублей предназначались для оздоровления детей и профилактики заболеваний, 46.500.000 рублей для целей образования и воспитания, 20.500.000 рублей для развития культуры, 10.700.000 рублей для физкультурно-спортивных мероприятий, 2.000.000 рублей для методического обеспечения решения проблем детей и организации выполнения Федеральной программы и 135.000.000 рублей для строительства и реконструкции важнейших объектов социальной сферы, а также в сумме 178.650.000 рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (по согласованию).

В рамках Федеральной программы планировалось проведение всероссийского фестиваля детского художественного творчества “Вслед за солнцем“, исполнителями которого названы Минфедерации России, Минкультуры России, Минобразования России и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию).

Федеральная программа предусматривала осуществление ее мероприятий на основе контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком - Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации - с исполнителями программных мероприятий, которые определяются в установленном порядке на конкурсной основе.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции не указал в обжалуемом судебном акте доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что детский фестиваль танцевальных коллективов северных городов России “Сияние Севера“ проведен именно в рамках Федеральной программы и с соблюдением тех требований, которые в нем предъявлены.

Наряду с этим, в нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции не дал оценки приобщенным к материалам дела письменным доказательствам, которые могут свидетельствовать о проведении детского фестиваля танцевальных коллективов северных городов России “Сияние Севера“ не в рамках Федеральной программы, а в рамках иных мероприятий (л.д. 8, 11, 12 т. 1), соответственно, не отразил результатов оценки этих доказательств в обжалуемом судебном акте.

Принятие решения от 25 декабря 2007 года с нарушением норм процессуального права по неполно выясненным обстоятельствам дела могло привести к неправильному разрешению спора.

С учетом изложенного, решение от 25 декабря 2007 года подлежит отмене на основании части 1 и части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела N А58-2621/05 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 этого же Кодекса.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует квалифицировать в соответствии с нормами материального права правоотношения, возникшие между администрацией г. Якутска и ОАО “Домодедовские авиалинии“ в связи с направлением первой заявки на перевозку авиапассажиров и оказанием вторым соответствующих услуг, а, соответственно, установить их права и обязанности; дать оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствам, представленным сторонами, на основании которых установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств установить в рамках какой программы (федеральной, республиканской, местной) проводился детский фестиваль танцевальных коллективов северных городов России “Сияние Севера“, либо он проводился вне какой-либо программы, после чего принять решение, а также распределить судебные расходы.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2007 года по делу N А58-2621/05 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.Н.УМАНЬ

Судьи:

Н.В.НЕКРАСОВА

О.А.ПОПОВ