Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.03.2008 N А19-12762/07-22-Ф02-1100/08 по делу N А19-12762/07-22 Суд правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением гражданам субсидий, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, так как исходил из того, что истец не получил из перечисленных муниципальному образованию средств на реализацию Законов РФ “Об основах федеральной жилищной политики“, “О реабилитации жертв политических репрессий“ денежные средства в достаточном количестве.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 2008 г. N А19-12762/07-22-Ф02-1100/08

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Мироновой И.П.,

судей: Горячих Н.А., Кулакова В.И.,

при участии в судебном заседании представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области - Пименовой О.В. (доверенность от 06.03.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 6 декабря 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-12762/07-22 (суд первой инстанции: Черняева Э.Е.),

установил:

муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства “Энергия“ (МУП ЖКХ “Энергия“) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации с исковым
заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 1 434 260 рублей 02 копеек, из которых 1 332 241 рубль 30 копеек - расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением гражданам в период с июня по декабрь 2004 года, 2005 года субсидий во исполнение Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, 102 018 рублей 72 копейки - расходы, понесенных истцом в связи с предоставлением гражданам в период с июля по декабрь 2004 года льгот по оплате жилья и коммунальных услуг во исполнение Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Иркутская область в лице Департамента финансов Иркутской области, Администрация Иркутского района, Департамент социальной защиты населения Иркутской области.

Решением от 6 декабря 2007 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с судебным актом, Министерство финансов РФ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.

По мнению заявителя, арбитражный суд неправильно применил нормы материального права (статью 15.4 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, статьи 16, 17 Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, статьи 15, 16, 196, 200, 203, 1064, 1069 - 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Заявитель полагает, что органы местного самоуправления обязаны предоставлять субсидии гражданам за счет средств местных бюджетов с последующей компенсацией из бюджета субъекта Российской Федерации исходя из фактических данных. Бюджету субъекта в порядке межбюджетных отношений из федерального
бюджета может быть предоставлена финансовая помощь на частичную компенсацию льгот.

Компенсация расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ должна осуществляться, по мнению заявителя, также за счет средств бюджетов муниципальных образований.

Министерство финансов РФ ссылается на недоказанность наличия состава правонарушения, являющегося основанием для наступления ответственности вследствие причинения вреда.

Заявитель также считает, что срок исковой давности в части требований о взыскании убытков за июнь - июль 2004 года пропущен.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако истец и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, заслушав мнение представителя Министерства финансов РФ, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для отмены судебного акта.

Из материалов дела усматривается, что МУП ЖКХ “Энергия“ на основании Закона Российской Федерации N 4218-1 от 24.12.1992 “Об основах федеральной жилищной политики“, Закона Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003 “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“ в период с июня 2004 года по 2005 год произвело уменьшение размера платежей по оплате жилья и коммунальных услуг.

В результате предоставления субсидий и уменьшения размера платежей за предоставление коммунальных услуг в указанный период МУП ЖКХ “Энергия“ понесло расходы в сумме 1 332 241 рубль 30 копеек.

Истцом также понесены расходы на
сумму 102 018 рублей 72 копейки во исполнение Закона Российской Федерации N 1761-1 от 18.10.1991 “О реабилитации жертв политических репрессий“ в результате уменьшения в период с июня по декабрь 2004 года размера платежей по оплате жилья и коммунальных услуг.

Понесенные истцом расходы на общую сумму 1 434 260 рублей 02 копеек не были компенсированы, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

В подтверждение расходов на заявленную сумму представлены: договор “О возмещении расходов от предоставления жилищных компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг“ от 11.01.2005, акты сверки, списки льготников, платежные документы.

Факт предоставления льгот и размер расходов ответчиком не оспариваются.

Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что МУП ЖКХ “Энергия“ не получило из перечисленных муниципальному образованию средств на реализацию Законов Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, “О реабилитации жертв политических репрессий“ денежные средства в достаточном количестве.

Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.

Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.

Согласно статье 15 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ (в редакции Федерального закона от 08.07.1999 N 152-ФЗ) органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15.4 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и Законом Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003 “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“ субсидии гражданам предоставляются на основании федеральных стандартов и региональных стандартов.

Истец, исполняя названное законодательство, в период с июня 2004 года по 2005 год понес расходы в сумме 1 332 241 рубль 30 копеек.

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг“, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги.

Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг по федеральному закону, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год (статья 15.4 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“).

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ увеличение расходов органов самоуправления,
возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируется органами, принявшими решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

Органы государственной власти гарантируют компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов (пункт 3 статьи 5 Федерального закона “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ от 25.09.1997 N 126-ФЗ).

Арбитражный суд Иркутской области установил, что денежные средства, поступившие из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, Иркутской областью и муниципальным образованием “Иркутский район“ были распределены в полном объеме.

Между тем выделенные средства не компенсировали в полном объеме понесенные истцом расходы.

Поскольку Российская Федерация, принимая Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, наделила органы местного самоуправления государственными полномочиями по выплате субсидий населению, при этом в спорный период Российская Федерация в целях реализации указанных полномочий передала в муниципальное образование недостаточно денежных средств, ответственность за неполное возмещение произведенных коммерческой организацией расходов в связи с предоставлением субсидий должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

На основании Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ и Положения “О порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий“, утвержденного постановлением Правительства от 03.05.1994 N 419, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими, а также проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на снижение размера оплаты жилья на 50% в пределах социальной нормы площади жилья, а также скидка
в размере 50% с установленной платы за пользование коммунальными услугами в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, и со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.

Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов. Льготы по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в домах всех форм собственности (пункт 8 Положения “О порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий“).

Арбитражный суд Иркутской области установил, что все денежные средства, предусмотренные федеральным бюджетом 2004 года и выделенные Иркутской области по исполнению обязательств по оплате льгот в соответствии с Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, распределены в полном объеме.

Доказательства нецелевого использования муниципальным образованием “Иркутский район“ полученных от Иркутской области в 2004 году средств на реализацию Закона “О реабилитации жертв политических репрессий“ в материалах дела отсутствуют.

Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме расходы истца.

Исходя из изложенного, учитывая положения постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ суд пришел к правомерному выводу о возложении на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанности по компенсации понесенных предприятием расходов.

Арбитражный суд, отклоняя доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, исходил из следующего.

В силу статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом
1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Поскольку денежные средства за предоставление услуг истцу перечислялись из средств бюджета, а нормативный акт о бюджете соответствующего публичного образования действует в течение календарного года, финансирование соответствующих расходов по компенсации льгот могло быть осуществлено в любой период времени в пределах финансового года. Таким образом, срок исковой давности по возмещению из бюджета расходов, понесенных организациями в связи с предоставлением льгот за тот или иной финансовый год, следует исчислять с 1 января года, следующего за отчетным.

Таким образом, о нарушении своего права на получение из средств федерального бюджета денежных средств в 2004 году истец мог узнать по окончании финансового года, то есть не ранее 01.01.2005.

Как усматривается из материалов дела, МУП ЖКХ “Энергия“ обратилось в суд с настоящим исковым заявлением 30.08.2007, следовательно, срок исковой давности по заявленным требованиям не истек.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.

При таких обстоятельствах судебный акт вынесен с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 6 декабря 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-12762/07-22
оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.П.МИРОНОВА

Судьи:

Н.А.ГОРЯЧИХ

В.И.КУЛАКОВ