Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.01.2008 N А19-7201/07-Ф02-9966/07 по делу N А19-7201/07 Дело по иску о признании протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе не соответствующим ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ передано на новое рассмотрение, поскольку суд не исследовал вопрос о действительности (недействительности) представления истцом документации в полном объеме, не уточнил заявленные требования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 января 2008 г. N А19-7201/07-Ф02-9966/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Воробьевой Н.М.,

судей: Кулакова В.И., Соколовой Л.М.,

при участии в судебном заседании представителя администрации Шелеховского муниципального района - Павловой Ю.П. (доверенность N 2287/07 от 17.09.07),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Шелеховского муниципального района на решение от 17 августа 2007 года Арбитражного суда Иркутской области и постановление от 24 октября 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-7201/07 (суд первой инстанции: Капустенская Е.Ф., суд апелляционной инстанции: Стасюк Т.В., Куклин О.А., Юдин С.И.),

установил:

негосударственное учреждение здравоохранения “Научно-исследовательский институт клинической медицины“ (далее - НУЗ НИИ КМ)
обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к финансовому управлению администрации Шелеховского муниципального района о признании пунктов 2.2, 2.1 протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 12 апреля 2007 года не соответствующим Федеральному закону “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, признании конкурса состоявшимся, обязании заказчика произвести оценку заявки НУЗ НИИ КМ и определить победителя, заключить муниципальный контракт.

В соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненадлежащий ответчик - финансовое управление администрации Шелеховского муниципального района заменен на надлежащего - администрацию Шелеховского муниципального района.

До принятия по делу решения истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил признать недействительным протокол от 12.04.07 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на поставку расходных материалов для муниципального учреждения “Шелеховская центральная районная больница“ в 2007 году.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 августа 2007 года иск удовлетворен. Суд признал решение комиссии по размещению муниципального заказа Шелеховского муниципального района о признании конкурса на поставку расходных материалов для муниципального учреждения “Шелеховская центральная районная больница“ в 2007 году несостоявшимся, изложенное в протоколе рассмотрения заявок на участие в конкурсе на поставку расходных материалов для МУ “Шелеховская центральная районная больница“ в 2007 году от 12.04.07 недействительным.

Постановлением апелляционного суда от 24 октября 2007 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация Шелеховского муниципального района обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

Как полагает заявитель кассационной жалобы, выводы арбитражного
суда о соответствии заявки НУЗ НИИ КМ требованиям конкурсной заявки не соответствуют действительности. Так по лоту N 1 “Реактивы“, включающему 62 позиции, истцом представлены копии регистрационных удостоверений по 35 позициям, по лоту N 2 “реактивы для баклаборатории“, включающему 79 позиций, истцом представлены копии регистрационных удостоверений по 11 позициям, по лоту N 3 “расходные материалы“, включающему 5 позиций, истцом представлены копии регистрационных удостоверений по 2 позициям. Поскольку по трем лотам копии регистрационных удостоверений на изделия медицинского назначения не представлены в полном объеме, НУЗ НИИ КМ правомерно отказано в допуске к участию в конкурсе. У суда отсутствовали законные основания для признания торгов недействительными, поскольку судами не установлены конкретные факты нарушения правил проведения торгов.

Необоснованно не привлечены к участию в деле другие претенденты на участие в конкурсе - закрытое акционерное общество “Сибирская медицинская компания“ и общество с ограниченной ответственностью “Восток-интертрейд“.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы подтвердил ее доводы.

НУЗ НИИ КМ о времени и месте судебного заседания извещено в соответствии с требованиями, содержащимися в главе 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права Арбитражным судом Иркутской области при принятии решения от 17 августа 2007 года, Четвертым арбитражным апелляционным судом при принятии постановления от 24 октября 2007 года, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает их подлежащими отмене исходя из следующего.

Согласно материалам дела финансовым управлением администрации Шелеховского муниципального района был объявлен открытый конкурс на поставку расходных материалов для муниципального
учреждения “Шелеховская центральная районная больница“ в 2007 году.

12.04.07 конкурсной комиссией рассмотрены заявки на участие в указанном конкурсе - ЗАО “Сибирская медицинская компания“, ООО “Восток-Интертрейд“ и НУЗ НИИ КМ. По результатам рассмотрения заявок всем претендентам отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с непредставлением определенных конкурсной документацией копий регистрационных удостоверений на предлагаемые изделия медицинского назначения.

Конкурс на поставку расходных материалов для муниципального учреждения “Шелеховская центральная районная больница“ в 2007 году признан несостоявшимся.

НУЗ НИИ КМ полагая, что отказ в допуске к участию в указанном конкурсе является необоснованным и противоречащим Федеральному закону “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что истцом были представлены документы в соответствии с требованиями, утвержденными конкурсной документацией, в связи с чем отказ в допуске к участию в конкурсе является незаконным.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не может согласиться с выводами судебных инстанций.

В соответствии со статьей 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

В силу статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск
удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.05 “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 статьи 27 указанного Федерального закона на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона.

В случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе (подпункт 4 пункта 1 статьи 12 указанного Федерального закона).

Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.05 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае непредставления определенных частью 3 статьи 25 или частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых
размещается заказ.

Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.05 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

С учетом заявленного требования в предмет судебной оценки подлежал включению факт представления НУЗ НИИ клинической медицины конкурсной комиссии копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям законодательства Российской Федерации (регистрационные удостоверения на изделия медицинского назначения) (пункт 2.5 конкурсной документации).

Ответчик, возражая против заявленного требования, указал, что НУЗ НИИ клинической медицины по всем трем лотам не представило в полном объеме по всем позициям копии регистрационных удостоверений на предлагаемые изделия медицинского назначения.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что данный факт подтверждается описью документов, представляемых для участия в конкурсе.

Однако при наличии требований и возражений сторон суд первой инстанции не исследовал в судебном заседании вопрос о действительности (недействительности) представления НУЗ НИИ клинической медицины указанной документации в полном объеме. Суд не запросил у сторон необходимую документацию, которая представлялась для участия в конкурсе.

Согласно заявке на участие в конкурсе по всем трем лотам поставке подлежала медицинская продукция 146 наименований. В описи документов, представленных для участия в торгах, НУЗ НИИ клинической медицины указало, что представлено 107 копий регистрационных удостоверений.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о представлении НУЗ НИИ клинической медицины для участия в конкурсе всех необходимых регистрационных удостоверений не обоснован.

Администрация Шелеховского муниципального района в суд апелляционной инстанции представила копии регистрационных удостоверений, сертификатов, которым в нарушении требований статьи 71
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционным судом не дана надлежащая оценка.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе на поставку расходных материалов от 12.04.07 к участию в конкурсе на основании пункта 1 части 1 статьи 12, части 3 статьи 25, части 2 статьи 27 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ не допущены, в том числе ЗАО “Сибирская медицинская компания“, ООО “Восток-интертрейд“.

В нарушение требований статей 49, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не уточнил заявленные НУЗ НИИ КМ требования, в какой именно части оспаривается решение о результатах проведения конкурса.

Учитывая, что решение в части отказа в участии в конкурсе ЗАО “Сибирская медицинская компания“ и ООО “Восток-интертрейд“ не было предметом исследования и судебной оценки, арбитражный суд необоснованно признал недействительным протокол от 12.04.07 в целом.

Допущенные арбитражным судом первой инстанции и апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права привели к принятию незаконных и необоснованных судебных актов.

При таких обстоятельствах решение от 17 августа 2007 года Арбитражного суда Иркутской области и постановление от 24 октября 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-7201/07 подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

При новом рассмотрении дела, арбитражному суду следует уточнить заявленные НУЗ НИИ КМ требования, дать оценку доказательствам, представленным в материалы дела, и доводам, приведенным сторонами, распределив между лицами, участвующими в деле, расходы по уплате государственной пошлины, в том числе и за рассмотрение дела судом кассационной инстанции.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный
суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 17 августа 2007 года Арбитражного суда Иркутской области и постановление от 24 октября 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-7201/07 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М.ВОРОБЬЕВА

Судьи:

В.И.КУЛАКОВ

Л.М.СОКОЛОВА