Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 18.12.2008 по делу N А57-12868/2006 Об оставлении без изменения решения Арбитражного суда Саратовской области от 07.10.2008, которым было признано недействующим постановление Главы администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области от 30.11.2005 N 3763 “О ставках арендной платы за земли города Балаково и Балаковского района с 01.01.2006“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2008 г. по делу N А57-12868/2006

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главы администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково,

на решение от 07.10.2008 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-12868/2006,

по заявлению закрытого акционерного общества “Трансавто“, г. Балаково, к Главе администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково, Комитету по управлению имуществом администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, г. Балаково, о признании нормативного акта недействующим,

установил:

закрытое акционерное общество “Трансавто“ (далее общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействующим полностью постановления главы администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области
от 30.11.2005 N 3763 “О ставках арендной платы за земли города Балаково и Балаковского района с 01.01.2006 года“.

Решением суда от 04.06.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.10.2007 решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.06.2007 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области. Судебная коллегия кассационной инстанции указала, что судом первой инстанции не исследована и не дана правовая оценка обоснованности установленного размера арендной платы.

Определением суда от 03.04.2008, в соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании ходатайства представителя заинтересованного лица, произведена замена в порядке правопреемства главы администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области на главу администрации Балаковского муниципального района Саратовской области.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции общество, в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнило заявленные требования, просило признать недействующим постановление главы Балаковского муниципального образования Саратовской области от 30.11.2005 N 3763 “О ставках арендной платы за земли города Балаково и Балаковского района с 01.01.2006 года“ в части установления ставки арендной платы за земли промышленных объектов, объектов материально-технического снабжения, транспорта и связи в размере 2,25% от кадастровой стоимости земельного участка как несоответствующее требованиям ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ, ст. 65 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 19, 28 и 31 Устава Балаковского муниципального образования.

Решением от 07.10.2008 заявление общества удовлетворено.

Глава администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, обжалуя решение суда первой инстанции в кассационном порядке, просит его отменить.

Кассационная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права, статьям 28, 31 Устава Балаковского муниципального образования, поскольку указанные нормы не устанавливают полномочия
представительного органа на установление ставок арендной платы, полномочие по взиманию платы не связано с полномочием на установление базовых размеров арендной платы; законодательством не установлено требований к установлению ставки арендной платы как для ставки земельного налога.

Проверив законность обжалуемого решения в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, общество занимает земельный участок, отнесенный к землям промышленных объектов, объектов материально-технического снабжения, транспорта и связи. Процент исчисления арендной платы за использование данного земельного участка, согласно постановлению главы Балаковского муниципального образования Саратовской области от 30.11.2005 N 3763 “О ставках арендной платы за земли города Балаково и Балаковского района с 01.01.2006 года“ составил 2,25% от кадастровой стоимости.

Общество, сославшись на несоответствие постановления от 30.11.2005 N 3763 требованиям ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ, ст. 65 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 19, 28 и 31 Устава Балаковского муниципального образования, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявления общества, правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ по вопросам местного значения (вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как следует из пункта 2 ст. 8 Устава Балаковского муниципального образования Саратовской области, к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статья 14 Устава определяет, что систему органов местного самоуправления муниципального образования образуют:

- Совет депутатов - представительный орган;

- глава Балаковского муниципального образования;

- администрация Балаковского муниципального образования - исполнительный орган, формируемый главой Балаковского муниципального образования и ее структурные подразделения.

На основании статьи 19 Устава Балаковского муниципального образования Саратовской области, к исключительным полномочиям Совета депутатов относится установление порядка управления, распоряжения и пользования муниципальной собственностью, в том числе городскими и районными землями.

Как следует из пункта 1 ст. 28 Устава, глава муниципального образования управляет муниципальной собственностью муниципального образования, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности.

Согласно статье 31 Устава Балаковского муниципального образования
Саратовской области к полномочиям главы муниципального образования в области использования земли относится взимание платы за землю в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области.

При этом, Устав Балаковского муниципального образования Саратовской области не наделяет главу города полномочиями по изданию нормативных актов, регулирующих вопросы установления ставок арендной платы на земельные участки, относящиеся к муниципальной собственности.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о несоответствии оспариваемого Постановления N 3763 от 30.11.2005 статьям 19, 28 и 31 Устава Балаковского муниципального образования.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (статья 3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка (статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается, в том числе на признании равенства участников регулируемых им отношений.

Статьей 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

Аналогичные положения содержатся в действующем в настоящее время Федеральном законе от
26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Статья 34 Конституции Российской Федерации, устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

На основе анализа указанных норм суд первой инстанции правомерно указал на то, что органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в собственности или в ведении соответствующего муниципального образования, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов предпринимательской деятельности.

Произвольное, без соответствующего экономического обоснования, установление органами местного самоуправления размера арендной платы за землю нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности и противоречит принципам российского права.

В пункте 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. До настоящего времени такие общие начала не установлены.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 11.05.2004 г. N 209-О. при отсутствии в Российской Федерации единых правил расчета средней ставки земельного налога на городские земли и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том
числе на уровень доходности земельного участка.

Порядок установления арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, аналогичен порядку установления ставок земельного налога.

Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Из содержания статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая ставка по земельному налогу устанавливается в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости производится государственная кадастровая оценка земель.

Правительством Саратовской области принято Постановление от 28.03.2005 N 108-П “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области“, в соответствии с которым, Приложениями N 1 - 6 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Саратовской области по состоянию на 01.01.2003.

Согласно решению Совета депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 17.10.2005 N 529, налоговая ставка земельного налога на территории Балаковского муниципального образования установлена в размере 1,5% от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

При этом, как следует из оспариваемого постановления от 30.11.2005 года N 3763, ставка арендной платы за земли промышленных объектов, объектов материально-технического снабжения, транспорта и связи установлена в размере 2,25% от кадастровой стоимости земли.

В обоснование правомерности установления ставки арендной платы за земли промышленных объектов, объектов материально-технического снабжения, транспорта и связи в размере 2,25% от кадастровой стоимости земли в материалы дела представлено финансово-экономическое заключение
по ставкам арендной платы, предложенным для утверждения на 2006 год Комитета финансов администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области от 24.11.2005 N 03-891. В соответствии с названным финансово-экономическим заключением в целях увеличения заинтересованности выкупа юридическими и физическими лицами в собственность используемых земель, увеличения налогооблагаемой базы по земельному налогу и покрытия выпадающих доходов бюджета БМО 2006 года Комитет финансов предложил увеличить ставки арендной платы за земли по сравнению с утвержденными решением Совета депутатов БМО N 529 от 17.10.2005 налоговыми ставками земельного налога не менее чем в 2 - 2,5 раза.

Однако данные выводы Комитета финансов администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области не подтверждены соответствующими документами и расчетами, обосновывающими правомерность увеличения ставок арендной платы не менее чем в 2 - 2,5 раза.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку заинтересованным лицом не представлены доказательства, подтверждающие экономическую обоснованность названного повышения размера коэффициента для арендной платы за землю, что нарушает права и законные интересы общества как субъекта экономической деятельности и не соответствует части 1 статьи 8, статье 34 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, при вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права. В связи с этим кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

постановил:

решение от 07.10.2008 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-12868/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление
вступает в законную силу со дня его принятия.