Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 16.12.2008 по делу N А12-6412/2008 Бездействие территориального управления Ростехнадзора, выразившееся в неутверждении лимитов на размещение отходов в связи с отсутствием у юридического лица лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, признано незаконным, поскольку названный вид деятельности юридического лица не является основным, следовательно, не подлежит лицензированию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2008 г. по делу N А12-6412/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Волгоград,

на решение от “15“ июля 2008 года Арбитражного суда Волгоградской области и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от “12“ сентября 2008 года по делу N А12-6412/2008,

по заявлению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, г. Тверь в интересах Государственного образовательного учреждения “Профессиональное училище N 21“, заинтересованные лица: Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г.
Волгоград, Государственное образовательное учреждение “Профессиональное училище N 21“, г. Волгоград, Комитет государственного контроля в сфере природопользования администрации Волгоградской области, г. Волгоград, о признании незаконными действий государственного органа,

установил:

Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, г. Тверь обратилась в арбитражный суд в интересах Государственного образовательного учреждения “Профессиональное училище N 21“ (далее - Училище, заявитель) с заявлением о признании незаконными действий Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Волгоград (далее - Управление), выразившихся в требовании предоставить в качестве документа, необходимого для рассмотрения вопроса об установлении лимитов на размещение отходов, копии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Решением от 15.07.2008 Арбитражного суда Волгоградской области, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2008, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, как вынесенные при неправильном применении норм материального и процессуального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на кассационную жалобу Прокуратура возражает против изложенных в ней доводов и просит оставить ее без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав в судебном заседании представителя Управления, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела. Училище обратилось в Управление с заявлением об установлении лимитов на размещение отходов.

Письмом от 28.11.2007 N 03/4393 Управление отказало заявителю в установлении лимитов, мотивируя свой отказ отсутствием у последнего лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и транспортировке опасных отходов.

Считая, что действия Управления являются незаконными, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура в интересах Училища обратилась
в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.

Статья 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 “Об отходах производства и потребления“ определяет обращение с отходами как деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимается остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Таким образом, названный Закон разграничивает понятия при обращении с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, и деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

Статьями 11, 18 и 19 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 “Об отходах производства и потребления“ установлены обязательные требования для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 461 от 16.06.2000 “О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение“, Приказом МПР России N 115 от 11.03.2002 индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны самостоятельно разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представлять их на утверждение в территориальные органы.

Согласно статье 24 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 “Об охране окружающей
среды“ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. При этом действующее законодательство не ограничивает обязанность разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение только производственной деятельностью.

Таким образом, обязанность разрабатывать нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение законодателем возлагается на все субъекты, в процессе деятельности которых образуются любые виды отходов, с целью прогнозировать их объемы и с учетом этого обеспечить их переработку и захоронение.

Как следует из письма Управления от 28.11.2007 N 03/4393 основанием к отказу в утверждении проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещения для ГОУ “Профессиональное училище N 21“ послужил вывод Управления о необходимости наличия у образовательного учреждения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов в силу п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации N 461 от 16.06.2000 “О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение“.

Указанный вывод Управления обоснованно признан судами, как основанным на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации N 461 от 16.06.2000 “О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение“ в перечень документов, представляемых природопользователем для утверждения лимитов на размещение отходов, входит копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Согласно статье 2 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 “О лицензировании отдельных видов деятельности“ лицензируемым видом деятельности является такой вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется
получение лицензии в соответствии с Федеральным законом. Лицензией является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 “О лицензировании отдельных видов деятельности“ лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Судом установлено, что согласно Устава основными задачами Училища являются создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении начального профессионального образования, конкурентной профессии, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ, формирование общей культуры личности обучающихся, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

Согласно проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Училищем в процессе деятельности, осуществляемой образовательным учреждением, образуются отходы.

По мере их накапливания вывоз этих отходов осуществляется специализированной организацией ЗАО “ЭкоГрад“, с которой заключен договор ВРКП N 2116/08 от 01.01.2008 на оказание услуг по вывозу и размещению отходов. Данная организация занимается деятельностью по транспортированию отходов и имеет соответствующую лицензию.

Поскольку образовательным учреждением
деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов не является основной, данный вид деятельности лицензированию не подлежит.

Таким образом, суд первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу, что представление соответствующей лицензии является обязанностью тех лиц, которые осуществляют деятельность непосредственно по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Действия общества по накоплению и временному размещению отходов в данном случае нельзя рассматривать в качестве самостоятельной деятельности хозяйствующего субъекта по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права и соответствии выводов фактическим обстоятельствам дела, оснований для их отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение от 15 июля 2008 года Арбитражного суда Волгоградской области и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2008 года по делу N А12-6412/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.