Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 04.12.2008 по делу N А12-6680/08 Нормы федерального законодательства о прекращении деятельности особых экономических зон в РФ не приостанавливают действие законов субъекта РФ, которые предусматривают налоговую льготу по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 декабря 2008 г. по делу N А12-6680/08

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области, г. Волгоград,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 июня 2008 года и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08 августа 2008 года по делу N А12-6680/08,

по заявлению Закрытого акционерного общества “ВМЗ “Красный Октябрь“, г. Волгоград о признании недействительными пунктов 2, 3.1, 4, 5 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области от 08 февраля 2008 года N 19/173

установил:

Закрытое акционерное общество “Волгоградский металлургический завод “Красный Октябрь“
(далее - ЗАО “ВМЗ “Красный Октябрь“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Волгоградской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 08.02.2008 N 19/173 о начислении пени по налогу на прибыль в размере 352 874 рублей 82 копеек и уменьшении суммы налога на прибыль, излишне заявленную налогоплательщиком к уменьшению, на 3 307 168 рублей (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 03.04.2008 N 165), а также требования N 96 об уплате пени в сумме 352 874 рублей 82 копеек по состоянию на 09.04.2008.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.06.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2008 решение первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установил следующее.

Из материалов дела усматривается, что налоговым органом по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2006 год в отношении ЗАО “ВМЗ “Красный Октябрь“ вынесено решение о начислении пени по налогу на прибыль в размере 352 874 рублей 82 копеек и уменьшении суммы налога на прибыль, излишне заявленную налогоплательщиком к уменьшению, на 3 307 168 рублей (в
редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 03.04.2008 N 165).

09.04.2008 инспекцией в адрес Общества выставлено требование N 96 об уплате пени в сумме 352 874 рублей 82 копеек.

Решение налогового органа мотивировано тем, что ЗАО “ВМЗ “Красный Октябрь“ неправомерно применило льготу по налогу на прибыль на основании Закона Волгоградской области от 18.12.1998 N 234-ОД “О зоне экономического развития на территории Открытого акционерного общества “Металлургический завод “Красный Октябрь“, поскольку положения статьи 40 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации“ в части прекращения существования особых экономических зон распространяются и на территории Волгоградской области.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Согласно пункту 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.

В соответствии со статьей 5 Закона Волгоградской области от 03.06.1997 N 121-ОД “О зонах экономического развития на территории Волгоградской области“ создание зоны экономического развития производится на основании специального закона Волгоградской области. Решение о внесении в Волгоградскую областную Думу проекта закона о создании
зоны экономического развития принимает представительный орган местного самоуправления с приложением ряда документов, в том числе решения представительного органа местного самоуправления, на территории которого предполагается создать зону экономического развития, инвестиционного проекта и проекта договора с администрацией Волгоградской области.

На основании Закона Волгоградской области N 121-ОД и совместного постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов и администрации г. Волгограда от 06.11.1998 N 48/490/1395 “О создании зоны экономического развития на территории ОАО “Металлургический завод “Красный Октябрь“ Волгоградской областной Думой был принят Закон Волгоградской области от 18.12.1998 N 234-ОД “О зоне экономического развития на территории ОАО “Металлургический завод “Красный Октябрь“.

В статье 3 Закона Волгоградской области N 234-ОД предусматривалось, что организациям, зарегистрированным на территории зоны экономического развития ОАО “Красный Октябрь“ в течение 10 лет со дня создания зоны экономического развития в соответствии с налоговым законодательством предоставляются льготы по налогам на прибыль и имущество.

Норма статьи 3 Закона N 234-ОД конкретизирована в части 2 статьи 1 Закона Волгоградской области N 352-ОД “О ставках налога на прибыль организации“, определяющей право участников зоны на пониженную ставку по налогу в размере 13,5%. ЗАО “ВМЗ “Красный Октябрь“ включено в состав участников зоны экономического развития и пользовалось льготным налогообложением в предыдущих налоговых периодах.

Из материалов дела усматривается, что ЗАО “ВМЗ “Красный Октябрь“ 07.06.2000 внесено в областной реестр юридических лиц, зарегистрированных в зонах экономического развития на территории Волгоградской области, на основании решения Департамента Администрации г. Волгограда от 07.06.2000 N 01-5/362 “О включении ЗАО “ВМЗ “Красный Октябрь“ в реестры зоны экономического развития на территории ОАО “Металлургический завод “Красный Октябрь“ за N 01-5/362.

Таким образом, судами первой и апелляционной
инстанций правомерно указано, что налогоплательщик в пределах представленных законом субъекта Российской Федерации прав обоснованно применил налоговую льготу по налогу на прибыль за 2006 год.

При этом судом также правомерно указано, что Закон N 234-ОД утратил силу, а норма части 2 статьи 1 Закона N 352-ОД исключена с 01.01.2007, в соответствии с законами Волгоградской области от 17.10.2006 N 1292-ОД, N 1296-ОД.

Согласно пункту 2 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются Налоговым кодексом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Кроме того, статья 40 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации“ предусматривает прекращение деятельности таких зон, а не приостановление действия законов субъекта Российской Федерации, который предусматривал налоговую льготу в части подлежащего зачислению в субъект Российской Федерации.

На основании изложенного, в 2006 году налогоплательщик вправе был применять льготу, предоставленную ему ранее действовавшим законодательством, на что также указано в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2007 N 7103/07, от 12.11.2007 N 14274/07.

Довод налогового органа о формальном подходе суда апелляционной инстанции к рассматриваемому делу в связи с рассмотрением спора применительно к налогу на имущество, а не к налогу по прибыли, как установлено решением инспекции, суд
кассационной инстанции не принимает в качестве безусловного основания для отмены постановления апелляционной инстанции, поскольку допущенные опечатки не привели к принятию неправильного судебного акта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций является нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не доказывают нарушения судом норм материального или процессуального права и были предметом спора в судах первой и апелляционной инстанций, где им дана надлежащая правовая оценка, иных доводов в обоснование заявленных в кассационной жалобе требований налоговый орган не представил, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены вынесенных судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 июня 2008 года и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08 августа 2008 года по делу N А12-6680/08 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.