Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 25.11.2008 по делу N А06-3306/2008-15 Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 ноября 2008 г. по делу N А06-3306/2008-15

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Торговый центр “На Маркина“, город Астрахань,

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 07.07.2008 по делу N А06-3306/2008-15 и на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 по тому же делу,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Торговый центр “На Маркина“, город Астрахань к Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, город Астрахань, третье лицо: Прокуратура Ленинского района города Астрахани о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Торговый центр “На Маркина“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее - административный орган) от 29.05.2008 N 655-П-08 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) виде 10000 рублей штрафа.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 07.07.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.



Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Из материалов дела следует, что 19.05.2008 прокуратурой Ленинского района города Астрахани совместно с сотрудниками административного органа проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в деятельности общества при эксплуатации рынка, расположенного по адресу: город Астрахань, ул. Яблочкова/Маркина 22/44, в ходе которой установлено, что от хозяйственной деятельности общества образуются отходы 1, 4, 5 классов опасности: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие отработанные и брак, мусор от бытовых помещений, электрические лампы накаливания. При этом у общества отсутствует разработанный проект нормативов образования отходов, а также лимит на их размещение, не ведется учет образовавшихся и переданных другим лицам отходов производства и потребления, образующиеся в результате деятельности общества. Данные нарушения отражены в акте проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от 19.05.2008 N 257-08.

По результатам проверки прокуратурой Ленинского района города Астрахани вынесено постановление от 21.05.2008 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, материалы проверки направлены для рассмотрения в административный орган.

Постановлением административного органа от 29.05.2008 N 655-П-08 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, в виде взыскания 10000 рублей штрафа.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным оспариваемого постановления административного органа, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности факта совершения обществом административного правонарушения, а также о соблюдении административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.

Данные выводы судов суд кассационный инстанции считает обоснованными, основанными на действующем законодательстве и подтвержденными материалами дела.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.



Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон N 89-ФЗ) определяет обращение с отходами как деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии со статьями 11, 18 и 19 Закона N 89-ФЗ установлены обязательные требования для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов для индивидуальных предпринимателям и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Постановлением Правительством Российской Федерации от 16.06.2000 N 461.

Таким образом, предприниматели и юридические лица при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Данная обязанность возлагается на всех субъектов, в процессе деятельности которых образуются любые виды отходов.

В ходе проверки установлено, что общество осуществляет деятельность по эксплуатации рынка.

Материалами дела подтверждено и обществом не оспаривается, что в результате указанной деятельности образуются отходы. Однако разработанные и утвержденные проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение у общества отсутствуют, не ведется также учет образовавшихся и переданных другим лицам отходов производства и потребления, образующиеся в результате деятельности общества.

Неисполнение обществом обязанностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 18, статьей 19 Закона N 89-ФЗ, образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении требований общества соответствуют материалам дела и законодательству.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 07.07.2008 по делу N А06-3306/2008-15 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Торговый центр “На Маркина“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.