Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 18.11.2008 по делу N А55-16593/07 Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство может быть прекращено только путем его исполнения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 2008 г. по делу N А55-16593/07

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена “11“ ноября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен “18“ ноября 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Самарской области, город Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2008 по делу N А55-16593/07

по иску открытого акционерного общества “Самараэнерго“, город Самара, к городскому округу Чапаевск в лице Администрации городского округа и финансового управления, город Чапаевск, Самарская область, Самарской области в лице Правительства Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области, Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации, Министерства финансов РФ, г. Москва, и Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, о взыскании убытков в размере 566 477 руб. 49 коп. в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате электроэнергии, третье лицо: Управление социальной защиты населения городского округа Чапаевск,

установил:



открытое акционерное общество “Самараэнерго“, г. Самара обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, с учетом уточнения, к городскому округу Чапаевск в лице Администрации городского округа и финансового управления, г. Чапаевск, Самарская область, к Самарской области в лице Правительства Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области, Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации, Министерства финансов РФ, г. Москва, и Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, о взыскании убытков в размере 566 477,49 руб. в связи с предоставлением в 2004 году отдельным категориям граждан г. Чапаевска льгот по оплате электроэнергии в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“, Указом Президента Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“, Положением “О почетном гражданине г. Чапаевска Самарской области“.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2008, исковые требования удовлетворены частично. За счет средств казны Российской Федерации, в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ОАО “Самараэнерго“, взысканы убытки в размере 479 700,91 руб. основного долга, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, просит состоявшиеся судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель ОАО “Самараэнерго“, г. Самара, с доводами кассационной жалобы не согласился, просил оставить судебные акты без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов, судебная коллегия считает их неподлежащими отмене.

Как следует из материалов дела и установлено судами, истец в период с 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г. поставил гражданам городского округа Чапаевск в том числе имеющим право на льготы (ветеранам, многодетным семьям и почетным гражданам г.о. Чапаевск) электроэнергию, что ответчиками не оспаривается.

Оплата электроэнергии производилась абонентами - гражданами на льготных условиях, что подтверждается приказом об утверждении тарифов на 2004 г. N 55 от 08.12.2003, Постановлением Чапаевской городской Думы Самарской области N 225 от 27.01.2004 “О ставках и нормативах потребления на услуги предприятий, учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства на территории г. Чапаевск“, расчетом истца, актами сверок расчетов с городским округом Чапаевск в лице Администрации городского округа и финансового управления, г. Чапаевск, списками граждан-льготников, письмами 1 и 2 ответчиков, отчетами потребления льготниками электроэнергии, справке об оплате энергии льготниками.

Удовлетворяя исковые требования в части, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.

На момент рассмотрения дела расходы истца связанные с реализацией Положения “О почетном гражданине г. Чапаевска Самарской области“ оплачены полностью платежным поручением N 1 от 24.01.2008 в сумме 430,40 руб., в связи с чем, в этой части иска отказано.



Как правильно указали судебные инстанции, обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактов предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство может быть прекращено только путем его исполнения.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ расходы на реализацию установленных для ветеранов льгот по оплате жилья в домах независимо от вида жилищного фонда и оплате коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту “б“ пункта 1 Указа Президента Российской Федерации “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ для многодетных семей установлены скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

В соответствии с пунктом 2 совместного Письма Министерства финансов Российской Федерации N 51 и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации N 1-2359-18 от 29.06.1992 “О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей“ предоставление многодетным семьям скидок по оплате за пользование электроэнергией производится за счет местных бюджетов.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

Судами установлено, что факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами (справками о праве на льготы, актами сверки, списками-реестрами и другими документами) и не оспаривается сторонами. Судами также установлено, что средства из федерального бюджета на реализацию льгот, предусмотренных Указом, не выделялись, его действие на 2004 год не приостанавливалось.

Таким образом, судебные инстанции, со ссылкой на статьи 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 165, 164 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу, что обязанность по возмещению убытков следует возложить на Российскую Федерацию в лице Министерства Финансов Российской Федерации, а в иске к городскому округу Чапаевск в лице Администрации городского округа и финансового управления и к Самарской области в лице Правительства Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области следует отказать.

Обоснованно судебными инстанциями отклонен довод ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку о нарушении своего права на получение денежных средств за 2004 год истец мог узнать по окончанию финансового года и предоставлении годового отчета работниками предприятия, то есть с 01.01.2005.

Судами первой и апелляционной инстанций дана оценка всем доводам, приведенным по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, повторяется все то, на что ссылалось ранее, и это отражено в принятых судебных актах.

Поскольку при принятии обжалуемых судебных актов нормы процессуального права не нарушены и нормы материального права применены правильно, судебные акты законны и отмене не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 20.03.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2008 по делу N А55-16593/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.