Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.11.2008 по делу N А55-5870/07 Бюджетные полномочия федерального казначейства не предусматривают возможности перечисления казначейством денежных средств непосредственно из федерального бюджета в местные бюджеты в порядке исполнения судебных решений. При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 ноября 2008 г. по делу N А55-5870/07

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена “11“ ноября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен “17“ ноября 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, Самарская область,

на определение Арбитражного суда Самарской области от 04.07.2008 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2008 г. по делу N А55-5870/07,

по заявлению Администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области, с. Челно-Вершины, Самарская область к Управлению федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, Самарская область, с участием третьих лиц - ОАО “Самаранефтегаз“, г. Самара, Самарская область, Министерства финансов РФ, г. Москва о признании незаконным бездействия,

установил:



Администрация муниципального района Челно-Вершинский Самарской области (далее администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения) об изменении способа и порядка исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 04.07.2007 г. по делу N А55-5870/07, которым признано незаконным бездействие Управления федерального казначейства по Самарской области (далее ответчик), выразившееся в неперечислении денежных средств в размере 3 829 905 руб, в бюджет муниципального района Челно-Вершинский, и на Управление федерального казначейства по Самарской области возложена обязанность перечислить денежные средства в размере 3 829 905 руб. в бюджет муниципального района Челно-Вершинский Самарской области.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 04.07.2008 г. заявление удовлетворено. Изменен порядок и способ исполнения решения от 14.07.2007 г. и установлен следующий порядок исполнения решения: 1) взыскатель Администрация муниципального района Челно-Вершинский Самарской области направляет исполнительный лист по делу должнику - Управлению федерального казначейства по Самарской области; 2) должник - Управление федерального казначейства по Самарской области направляет данный исполнительный лист в Министерство финансов Российской Федерации как финансовому органу, выступающему от имени Казны Российской Федерации; 3) Министерство финансов Российской Федерации, во исполнение решения суда, направляет соответствующие денежные средства Управлению федерального казначейства по Самарской области, которое, в свою очередь, перечисляет их в бюджет муниципального района Челно-Вершинский Самарской области.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2008 г. определение суда первой инстанции от 04.07.2008 г. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление Федерального казначейства по Самарской области просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.

В судебное заседание участники процесса явку представителей не обеспечили, надлежащим образом о времени и месте разбирательства извещены. Судебная коллегия, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть кассационную жалобу без участия представителей заявителя и других лиц.

Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Самарской области от 04.07.2007 г. признано незаконным бездействие Управления Федерального казначейства по Самарской области, выразившееся в не перечислении денежных средств в размере 3 829 905 рублей в бюджет муниципального района Челно-Вершинский Самарской области. Суд обязал УФК по Самарской области перечислить денежные средства в бюджет.

22 августа 2007 г. на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 04.07.2007 г. выдан исполнительный лист N 056277 и направлен на исполнение в Управление Федерального казначейства по Самарской области.

Определением от 30.08.2007 г. суд разъяснил, что исполнение решения в части обязания Управления федерального казначейства по Самарской области перечислить денежные средства в размере 3 829 905 руб. в бюджет муниципального района Челно-Вершинский Самарской области необходимо исполнять путем перечисления вышеуказанных денежных средств в бюджет муниципального района Челно-Вершинский Самарской области за счет казны Российской Федерации.

Получив исполнительный лист, заявитель направил его для исполнения в УФК по Самарской области. Однако УФК по Самарской области возвратило исполнительный лист без исполнения, указав, что решение суда должно исполнять Министерство финансов Российской Федерации.



16.01.2008 г. заявитель направил исполнительный документ на исполнение в Министерство финансов Российской Федерации.

Министерство финансов РФ письмом от 17.04.2008 г. N 08-05-14/2053 возвратило направленные документы, сообщив, что обязанность по исполнению судебного акта возложена на УФК по Самарской области.

15.05.2008 г. заявитель вторично обратился в УФК по Самарской области, направив исполнительный лист по настоящему делу для исполнения. Письмом N 15-07/2920 от 20.05.2008 г. документы были УФК возвращены заявителю вторично без исполнения.

В связи с неисполнением решения суда администрация обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об изменения порядка и способа исполнения судебного акта.

Как установлено судебными инстанциями, экономический спор по данному делу возник из бюджетных правоотношений по формированию доходов местного бюджета муниципального района Челно-Вершинский Самарской области на 2004 год за счет налога на добычу полезных ископаемых, уплачиваемого открытым акционерным обществом “Самаранефтегаз“, и связан с осуществлением Управлением Федерального казначейства полномочий по распределению доходов от уплаты данного налога в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами по установленным нормативам отчислений в соответствии с Федеральным законом N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“.

Суммы налога распределены Управлением по нормативам: 95% в федеральный бюджет, 5% в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 120-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации“, вступившим в действие с 01.01.2005 года.

На момент принятия арбитражным судом решения 14.07.2007 г. спорные денежные средства в порядке распределения, осуществленного Управлением, поступили в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации по указанным нормативам.

Перечисление в 2007 году в местный бюджет муниципального района Челно-Вершинский Самарской области указанных денежных средств от уплаты налога на добычу полезных ископаемых за 2004 год, распределенных в федеральный бюджет, возможно только в порядке исполнения доходов федерального бюджета ст. 245 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия по организации исполнения федерального бюджета в бюджетном процессе возложены на Министерство финансов Российской Федерации.

По смыслу к содержанию ст. 166.1 Кодекса бюджетные полномочия Федерального казначейства не предусматривают возможности перечисления казначейством денежных средств непосредственно из федерального бюджета в местные бюджеты в порядке исполнения судебных решений.

Разъясняя принятый по делу судебный акт, суд первой инстанции указал, что исполнение решения должно осуществляться за счет казны Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской федерации исполнительные листы и документы, предусмотренные п. 2 ст. 242.1 Кодекса направляются для исполнения и Министерство финансов Российской Федерации.

При этом в силу п. п. 5, 7 ст. 242.2 Кодекса исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом о бюджете. Министерство финансов Российской Федерации ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.

Следовательно, непосредственно Министерство финансов Российской Федерации должно исполнять вышеуказанное решение в части обязания перечислить денежные средства в размере 3 829 905 руб. в бюджет муниципального района Челно-Вершинский Самарской области.

Поскольку должником по данному делу является Управление федерального казначейства по Самарской области, оно также должно предпринимать действия по исполнению решения.

Вывод суда о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, соответствует обстоятельствам дела и по существу является правильным.

В соответствии со ст. 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Аналогичная норма содержится в Федеральном законе “Об исполнительном производстве“.

Поскольку ни Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон “Об исполнительном производстве“ не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, суду в каждом конкретном случае предоставлена возможность решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, о чем было указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О.

Учитывая, что Администрация муниципального района Челно-Вершинский Самарской области доказала обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов.

Руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 287, статьей 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

постановил:

определение Арбитражного суда Самарской области от 04.07.2008 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2008 г. по делу N А55-5870/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.