Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 29.10.2008 по делу N А65-5651/08-СГ3-25 Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основанием для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2008 г. по делу N А65-5651/08-СГ3-25

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы заместителя прокурора Республики Татарстан, город Казань, и общественной организации “Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан“, город Казань,

на решение от 29.05.2008 Арбитражного суда Республики Татарстан и

постановление от 04.08.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А65-5651/08-СГ3-25

по иску заместителя прокурора Республики Татарстан, город Казань, к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан, город Казань, обществу с ограниченной ответственностью “Камский берег“, город Казань, о признании недействительными аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 11.01.2008 и протокола от 11.01.2008 N 1-1-Р,

третьи лица: общественная организация “Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан“, город Казань; Государственное бюджетное учреждение “Камское лесничество“, с. Камский леспромхоз Мамадышского района Республики Татарстан,

установил:



заместитель прокурора Республики Татарстан обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском (с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан, обществу с ограниченной ответственностью “Камский берег“ о признании недействительным аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, состоявшийся 11.01.2008 по адресу: ул. Космонавтов, д. 59А в части продажи права на заключение договоров аренды лесных участков в Прикамском (кварталы 47 - 81) и Шумбутском (кварталы 213, 222) участковых лесничествах Государственного бюджетного учреждения “Камское лесничество“; признании недействительным протокола от 11.01.2008 N 1-1-Р аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка; о признании недействительным договора аренды лесного участка б/н от 15.01.2008, заключенного между ГБУ “Камское лесничество“ и ООО “Камский берег“ по итогам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.

Решением суда первой инстанции от 29.05.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2008 решение от 29.05.2008 оставлено без изменения.

В кассационных жалобах заместитель прокурора и общественная организация “Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан“ просят судебные акты отменить, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.

Как следует из материалов дела, Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан 11.01.2008 проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, победителем которого согласно протоколу от 11.01.2008 N 1-1-Р признано ООО “Камский берег“. По итогам аукциона между ООО “Камский берег“ и ГБУ “Камское лесничество“ 15.01.2008 заключен договор аренды лесного участка площадью 3585,3 га, находящегося в кварталах 47 - 81 Прикамского участкового лесничества и в кварталах 213, 222 Шумбутского участкового лесничества Государственного бюджетного учреждения “Камское лесничество“ со сроком действия с 15.01.2008 по 15.01.2057.

Полагая, что аукцион проведен с нарушением требований действующего законодательства (нарушение срока внесения задатка и не приложение к заявке на участие в аукционе выписки из Единого государственного реестра юридических лиц), а также затрагиваются права и законные интересы общественной организации “Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан“ при осуществлении разрешенного вида пользования животным миром - охоты, заместитель прокурора обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.

Судами установлено, что распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1508-Р от 28.10.2003 Обществу охотников и рыболовов Республики Татарстан (Татохотрыболовобщество) выдана долгосрочная лицензия (серия XX N 6234) на пользование объектами животного мира в которой договорены границы и площадь территории, необходимой для пользования животным миром - Камское охотничье хозяйство, площадь 102,38 тыс.га., срок действия - с 31.10.2003 по 30.10.2012.

В приложении N 1 к долгосрочной лицензии договорены границы Камского охотничьего хозяйства, предоставленного Татохотрыболовобществу для пользования объектами животного мира.



Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан и Татохотрыболовобществом 27.12.2003 заключен договор N 43-ОХ на предоставление территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенного к объектам охоты, согласно которому Татохотрыболовобществу была предоставлена территория для пользования животным миром в границах Камского охотничьего хозяйства площадью 102,38 тыс.га. Указанный договор согласно пункту 1.3 заключен на срок действия долгосрочной лицензии от 28.10.2003 серии XX N 6234, до 30.10.2012.

Татохотрыболовобщество использует кварталы 47, 77, 79 - 81 Прикамского участкового лесничества для пользования животным миром в соответствии с выданной обществу долгосрочной лицензией.

Долгосрочная лицензия выдана Татохотрыболовобществу в период действия Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, статьей 80 которого установлено, что в лесном фонде может осуществляться пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, являющееся видом лесопользования.

Статьей 121 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года урегулирован порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства. Участки лесного фонда гражданам и юридическим лицам могут предоставляться в пользование для нужд охотничьего хозяйства в порядке, установленном Лесным кодексом, не исключая случаев предоставления участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства в аренду.

Порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Участки лесного фонда для организации любительской и спортивной охоты общественным объединениям охотников передаются в безвозмездное пользование.

На основании статьи 35 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов, за исключением случаев предоставления участков лесного фонда в аренду на срок от одного года до пяти лет лесопользователям, длительное время осуществляющим свою деятельность на данной территории и имеющим производственные мощности для заготовки и переработки древесины и других лесных ресурсов, а также сельскохозяйственным организациям, расположенным на данной территории.

В силу статьи 40 Федерального закона “О животном мире“ пользователи животным миром имеют право на предоставленных в пользование территориях получать земельные участки в производственных и иных целях в порядке, установленном гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон N 200-ФЗ от 04.12.2006) лесные участки, предоставляемые для ведения охотничьего хозяйства, признаются охотничьими угодьями. Охота на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О животном мире“ и Лесным кодексом Российской Федерации. Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.

Порядок заключения договоров аренды лесных участков установлен статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

Согласно статьям 22, 23 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.

Права пользования участками лесного фонда, за исключением публичного лесного сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда и договора концессии участка лесного фонда; подписания протокола о результатах лесного аукциона; получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

Суды установили, что договор N 43-ОХ от 27.12.2003 на предоставление Общественной организации “Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан“ территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты сроком действия с 31.10.2003 по 30.10.2012 подписан вне аукциона, и как следствие является ничтожным, и не зарегистрирован уполномоченным органом.

Суды также дали правовую оценку доводам заявителей кассационных жалоб о нарушениях, допущенных при проведении аукциона, а именно: о поступлении оплаты задатка 09.01.2008, тогда как срок подачи заявок оканчивался 08.01.2008 и со ссылкой на статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации и статью 193 Гражданского кодекса Российской Федерации установили, что первым рабочим днем, когда ООО “Камский берег“ имело право произвести оплату задатка, было 09.01.2008.

Судами также установлено, что выписка из ЕГРЮЛ представлена ООО “Камский берег“ вместе с заявкой 28.12.2007, а 09.01.2008 была предоставлена обновленная выписка.

Кроме того, нарушения порядка проведения торгов не могут являться основанием для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101).

Судами первой и апелляционной инстанции правомерно принято во внимание, что предоставление лесных участков в аренду возможно только после проведения конкурса, в связи с чем признание итогов конкурса недействительными не ведет к возникновению права аренды у Общества охотников и рыболовов Республики Татарстан, так как данное лицо участие в торгах не принимало.

Также судами учтено, что ООО “Камский берег“ не имеет лицензии на пользование объектами животного мира, не занимается ведением охоты на арендуемых лесных участках, и как следствие не нарушает прав и интересов третьего лица Общества охотников и рыболовов Республики Татарстан, не препятствует выполнению третьим лицом мероприятий по улучшению среды и условий обитания предоставленных в пользовании объектов охоты, а также по принятию мер по охране и воспроизводству объектов животного мира.

При рассмотрении вопроса о признании недействительным договора аренды от 15.01.2008, заключенного между ГБУ “Камское лесничество“ и ООО “Камский берег“ суды пришли к правильному выводу, что в данном случае необходимо привлечение к участию в деле в качестве ответчика всех участников сделки.

В силу части 2 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд лишен права на привлечение к участию в деле другого ответчика при отсутствии согласия истца.

По настоящему делу вторая сторона сделки ГБУ “Камское лесничество“ в качестве ответчика не привлечено.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела, при правильном применении норм материального и процессуального права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение от 29.05.2008 Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление от 04.08.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А65-5651/08-СГ3-25 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.