Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.10.2008 по делу N А57-23709/07-6 Несоблюдение требований по разработке нормативов образования отходов производства и лимитов на их размещение образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 октября 2008 г. по делу N А57-23709/07-6

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Торговый дом “Новый век“, город Балаково,

на решение от 04.05.2008 Арбитражного суда Саратовской области, на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2008 по делу N А57-23709/07-6,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Торговый дом “Новый век“, город Балаково Саратовской области, к Комитету охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, город Саратов, о признании недействительным постановления,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Торговый дом “Новый век“ (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Комитету охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области (далее - Комитет, административный орган) о признании недействительным постановления.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.05.2008, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано.



Общество с ограниченной ответственностью “Торговый дом “Новый век“, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя общества, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, оснований для их отмены не находит.

Как следует из материалов дела, прокуратурой города Балаково совместно со специалистами Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, ТО Роспотребнадзора по Балаковскому району Саратовской области, а также государственного пожарного надзора в период с 08.08.2007 по 11.10.2007 проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды предприятиями топливно-энергетического комплекса, расположенными на территории Балаковского района, в том числе ООО “Торговый дом “Новый век“, находящегося по адресу: Саратовская область, г. Балаково. ул. Ф.Социализма, 18-1.

Вероятно, вместо статей 24, 34, 67 ФЗ “Об охране атмосферного воздуха“ имеются в виду статьи 24, 34, 67 ФЗ “Об охране окружающей среды“.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований ст. 24, 34, 67 ФЗ “Об охране атмосферного воздуха“ и ст. ст. 11, 15, 18, 19, 26 ФЗ N 29 от 24.06.1998 г. “Об отходах производства и потребления“, а именно: не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, нет лимитов на размещение отходов в 2006 - 2007 гг., персонал, допущенный к обращению с опасными отходами, не имеет свидетельств о профессиональной подготовке в сфере обращения с опасными отходами, не разработаны инструкции по обращению с опасными отходами, журналы учета обращения с опасными отходами по форме ОТХ-1, ОТХ-2 не ведутся, на предприятии заключены договоры на сдачу вторичных ресурсов, но документы о сдаче отходов не предоставлены.

По результатам проверки заместителем прокурора города Балаково 11.10.2007 в отношении ООО “Торговый дом “Новый век“ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (л. д. 17 - 18), которое направлено для рассмотрения по существу в территориальный отдел Балаковского района Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области.

В результате рассмотрения материалов административного дела, возбужденного в отношении Общества, административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 19.10.2007 N 32/143, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.

ООО “Торговый дом “Новый век“, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в арбитражный суд, судебными актами которого в удовлетворении заявленных требований отказано.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, пришел к выводу о доказанности совершения ООО “Торговый дом “Новый век“ вмененного ему в вину административного правонарушения. Данный вывод суда основан на материалах дела и нормах материального права.

Суд кассационной инстанции находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.



Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 1 Федерального закона N 89 от 24.06.1998 “Об отходах производства и потребления“ определяет обращение с отходами как деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимается остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Статьями 11, 18 и 19 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 “Об отходах производства и потребления“ установлены обязательные требования для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 461 от 16.06.2000 “О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение“, Приказом МПР России N 115 от 11.03.2002 индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны самостоятельно разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представлять их на утверждение в территориальные органы.

Согласно ст. 24 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 “Об охране окружающей среды“ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. При этом действующее законодательство не ограничивает обязанность разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение только производственной деятельностью, в связи с чем довод Общества о том, что оно не является субъектом административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правомерно отклонен судебными инстанциями.

Следовательно, обязанность разрабатывать нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение законодателем возлагается на все субъекты, в процессе деятельности которых образуются любые виды отходов, с целью прогнозировать их объемы и с учетом этого обеспечить их переработку и захоронение.

Как следует из Устава Общества (л. д. 66), ООО “Торговый дом “Новый век“ осуществляет деятельность по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, производству и реализации стройматериалов, ремонтно-строительные, проектно-монтажные, отделочные и реставрационные работы.

Факт образования у ООО “Торговый дом “Новый век“ в процессе осуществления деятельности отходов производства подтверждается имеющимися в материалах дела документами, которые исследованы судебными инстанциями и им дана надлежащая оценка.

То обстоятельство, что Обществом заключен договор с МУП “СпецАТХ“ N 74 на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов от 01.01.2007, свидетельствует о том, что ООО “Торговый дом “Новый век“ осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами, что влечет в силу вышеназванных норм возникновение у Общества обязанности соблюдения требований по разработке нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.

Следовательно, как обоснованно указано судами первой и апелляционной инстанций, несоблюдение Обществом таких правил образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, поскольку Общество, имея возможность для соблюдения требований закона об отходах производства и потребления, закона об охране окружающей среды, не приняло мер по их соблюдению.

Несоблюдение указанных норм, выразившееся в отсутствие разрешительной нормативно-экологической документации у ООО “Торговый дом “Новый век“, в результате предпринимательской деятельности которого образуются отходы, подтверждено материалами дела.

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о правомерности привлечения Общества к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правомерно не принят довод заявителя об отсутствии у Общества обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, поскольку административным органом не доказано, что в результате деятельности Общества образуются отходы, т.к. противоречит материалам дела.

Также обоснованно не принят довод заявителя о том, что не был составлен протокол об административном правонарушении. То, что в рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении не составлялся, является допустимым в силу норм ст. 28.4, ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ с учетом того, что административное дело было возбуждено прокурором.

Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судебных инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.

Судами не установлено процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, порядок привлечения к административной ответственности административным органом также не нарушен.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение от 04.05.2008 Арбитражного суда Саратовской области и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2008 по делу N А57-23709/07-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.