Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 16.10.2008 по делу N А06-1589/08-13 Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 октября 2008 г. по делу N А06-1589/08-13

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 по делу N А06-1589/2008-13

по заявлению открытого акционерного общества “Аэропорт Астрахань“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области о признании недействительным решения,

установил:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилось открытое акционерное общество “Аэропорт Астрахань“ (далее - ОАО “Аэропорт Астрахань“, заявитель, налогоплательщик) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области (далее - Межрайонная ИФНС России N
1 по Астраханской области, налоговый орган) о признании недействительным решения от 22.02.2008 N 23 в части начисления пени в сумме 6630,85 руб. и предложения уплатить недоимку в сумме 173772 руб. по земельному налогу за 3 квартал 2007 года.

Решением суда первой инстанции от 18.06.2008 в удовлетворении требований заявителю отказано.

ОАО “Аэропорт Астрахань“ не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило отменить решение суда от 18.06.2008 и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе налоговый орган просит постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2008 отменить и оставить в силе решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.06.2008.

В отзыве общество просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

Выслушав представителя заявителя, отклонившего кассационную жалобу и поддержавшего отзыв, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции делает вывод об отсутствии оснований для отмены либо изменения вынесенного по делу постановления, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области в период с 09 января 2008 года по 18 января 2008 года проведена камеральная налоговая проверка уточненного налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 3 квартал 2007 года, представленного в налоговый орган 13 декабря 2007 года.

В ходе данной проверки налоговым органом установлена неуплата авансовых платежей по земельному налогу за 3 квартал 2007 года в сумме 173 772
руб. в том числе, по земельному участку с кадастровым номером 30:09:130101:0001 в сумме 173 630 руб., по земельному участку с кадастровым номером 30:09:090103:0017 в сумме 142 руб.

18 января 2008 года по результатам проверки налоговым органом составлен акт N 29, которым зафиксированы указанные нарушения. Налогоплательщиком представлены возражения на акт проверки.

22 февраля 2008 года Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области с учетом возражений заявителя принято решение N 23, которым налогоплательщику доначислен авансовый платеж за 3 квартал 2007 года по земельному налогу в сумме 173 772 руб. и начислены пени за несвоевременную уплату авансового платежа в сумме 6630,85 руб.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, указал, что налогоплательщик в проверяемом периоде имел объект налогообложения по земельному налогу в виде земельных участков и обязан был платить авансовые платежи по указанному налогу, в том числе и за 3 квартал 2007 года.

В свою очередь, апелляционный суд выводы суда первой инстанции посчитал ошибочными, поскольку пришел к выводу, что в проверяемом периоде у заявителя отсутствовал объект налогообложения.

Суд кассационной инстанции выводы апелляционного суда находит правильными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Как видно из материалов дела, земельный участок площадью 402,2 га с кадастровым номером 30:09:130101:0001 предоставлен ОАО “Аэропорт Астрахань“ в бессрочное постоянное пользование под размещение аэропорта и взлетно-посадочной полосы, что подтверждается свидетельством о праве бессрочного постоянного пользования на землю от 15.01.1998 г. N 21630.

Земельный участок площадью 3,3
га с кадастровым номером 30:09:090103:0017 предоставлен ОАО “Аэропорт Астрахань“ в бессрочное постоянное пользование под размещение склада ГСМ с подъездным путем, что подтверждается свидетельством о праве бессрочного постоянного пользования на землю от 04.08.1998 г. N 21642.

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ определен перечень земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ограниченных в обороте.

К таким участкам относятся земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд (подпункт 5 пункта 5 указанной статьи).

Статьей 8 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 “О безопасности“ систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009 “Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ“ ОАО “Аэропорт Астрахань“ отнесено к стратегическим предприятиям.

В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 14.02.1994 N 166-р Аэропорт города Астрахани открыт для международных полетов, в связи с чем, организовано проведение пограничного, таможенного, санитарно-карантинного контроля граждан и воздушных судов, следующих международными рейсами.

В соответствии с Уставом ОАО “Аэропорт Астрахань“ выполняет обязанности по мобилизационной подготовке и мобилизационные задачи в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.

26 декабря 2006 года в целях реализации указанных задач между ОАО “Аэропорт Астрахань“ и Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Южному федеральному округу заключен договор N ОМР/154/хр на выполнение мероприятий мобилизационной подготовки в части хранения мобилизационного резерва.

В соответствии с договором, заключенным с войсковой частью N 18374, общество взяло на себя обязательства принять на своем аэродроме самолеты войсковой части и оказать помощь в подготовке самолетов к вылету в соответствии с планом взаимодействия.

Как правильно указал апелляционный суд, земельные участки, на которых расположены аэропорт, взлетно-посадочная полоса и склады ГСМ, относятся к перечисленным в пункте 3 статьи 389 НК РФ объектам и не являются объектами налогообложения.

Данные обстоятельства подтверждены материалами настоящего дела, а также установлены вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судов по делу N А06-5466/07, где судами дана оценка деятельности ОАО “Аэропорт Астрахань“ с точки зрения выполнения им задач по безопасности.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

При этом участие по делу N А06-5466/07 со стороны налогового органа ИФНС России по Советскому району г. Астрахани не исключает применения положений части 2 статьи 69 АПК РФ по настоящему делу, так как Межрайонная ИФНС N 1 по Астраханской области и ИФНС России по Советскому району г. Астрахани входят в единую систему налоговых органов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 по делу N А06-1589/2008-13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.