Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 26.09.2008 по делу N А55-608/08 В соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 сентября 2008 г. по делу N А55-608/08

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2008.

Постановление изготовлено в полном объеме 26.09.2008.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.04.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 по делу N А55-608/08

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Прод-Экспорт“, г. Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары, о признании недействительным решения налогового органа,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Прод-Экспорт“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании решения
Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары (далее - инспекция, налоговый орган) от 09.01.2008 N 311 “О возмещении (зачете, возврате) сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению“ в части отказа в возмещении НДС в сумме 1 522 243 руб., отказа в подтверждении налоговой ставки 0 процентов по НДС по операциям по реализации товаров в сумме 2 450 228 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.04.2008 заявленные требования общества удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность, отсутствие в кассационной жалобе ссылок на какие-либо нарушения, допущенные судами при принятии судебных актов.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оснований для отмены судебных актов не находит.

Общество представило в налоговый орган декларацию по НДС за июнь 2007 года, в которой заявлено право на возмещение НДС в сумме 1 522 243 руб.

По результатам проверки налоговой декларации инспекцией составлен акт проверки от 22.10.2007 N 2718 и вынесено решение от 09.01.2008 N 311, которым обществу отказано в возмещении НДС в сумме 1 522 243 руб.

Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в суд.

Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из наличия правовых оснований для применения налоговой ставки 0 процентов по НДС по операциям по реализации
товаров в сумме 2 450 228 руб. и для возмещения обществу из бюджета налога в сумме 1 522 243 руб.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции признает выводы судов законными и обоснованными.

Согласно позиции налогового органа, изложенной в оспариваемом решении, общество необоснованно получил налоговую выгоду, поскольку отсутствовали необходимые условия для получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета по причине отсутствия технического персонала, основных средств, складских помещений, транспортных средств. По мнению налогового органа, иностранный покупатель на условиях FCA осуществлял погрузку и вывоз товара с территории ООО “Регион“ минуя ООО “Прод-Экспорт“. Данные обстоятельства ставят под сомнение реальность осуществления хозяйственных отношений исходя из условий первоначального местонахождения товара и времени, затраченного на его транспортировку до места оформления в таможенном режиме экспорта и передачи иностранным контрагентам. Налоговый орган считает, что минимизация кадрового состава, отсутствие должностей производственно-управленческих служб, без которых деятельность предприятия, осуществляющего финансово-хозяйственные операции в крупных размерах, невозможна, отсутствие ликвидного имущества, в том числе основных средств, складских, офисных помещений и транспортных средств, свидетельствуют об отсутствии реальной коммерческой деятельности.

Указанную позицию налогового органа суд посчитал несостоятельной, не соответствующей действующему законодательству и имеющимся в деле доказательствам.

Согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 165 НК РФ налогоплательщики обязаны предоставить в налоговые органы следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской
Федерации; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке; таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы: копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой “Погрузка разрешена“ пограничной таможни Российской Федерации; копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экспортируемого товара документа, в котором в графе “Порт разгрузки“ указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Как видно из материалов дела и установлено судами, представленными документами - контрактами с иностранными покупателями со спецификациями, паспортами сделки, ГТД, товарно-транспортными накладными, товаросопроводительными документами с соответствующими отметками таможни о вывозе товара, счетами-фактурами, платежными поручениями, выписками банка в подтверждение получения выручки от экспорта товаров Общество доказало обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.

Контрактом с иностранным покупателем предусмотрена поставка товара автотранспортом на условиях FCA - Российская Федерация, Самара, которая считается выполненной с момента передачи товара в распоряжение перевозчика в вышеуказанном месте. По условиям поставки FCA, продавец обязан в соответствии с условиями договора купли-продажи предоставить покупателю товар. Тогда
как осуществление поставки в любом ином месте требует указания на это условие в контракте, поскольку в этом случае продавец не несет ответственности за разгрузку товара.

Довод налогового органа о том, что иностранный покупатель на условиях FCA осуществлял погрузку и вывоз товара с территории ООО “Регион“, минуя ООО “Прод-Экспорт“, поскольку в соответствии с товарно-транспортными накладными, товаросопроводительными документами поставщиком (продавцом) и лицом, отгрузившим товар, является именно ООО “Прод-Экспорт“, суд обоснованно посчитал несостоятельным, противоречащим материалам дела.

В соответствии со статьей 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей налоговые вычеты. При этом согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

Возмещение налогоплательщику НДС, уплаченного им поставщику, производится в размере положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, (пункт 2 статьи 173 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено указанной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса и при наличии соответствующих первичных документов.

Положения этой статьи находятся во взаимосвязи со статьей 171 НК РФ и предполагают возможность возмещения налога из бюджета при наличии реального осуществления хозяйственных операций.

Правомерность применения обществом налоговых
вычетов по НДС и реальность совершенных им хозяйственных операций подтверждается договором N 1/Р от 09.01.2007 с ООО “Регион“, договорами с другими поставщиками товаров (работ, услуг), счетами-фактурами (сумма НДС выделена отдельной строкой), товарными накладными, актами выполненных работ, выписками банка, платежными поручениями в подтверждение оплаты товаров (работ, услуг) и уплаты НДС.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды“ представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах в целях получения налоговой выгоды, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.

Инспекция не представила доказательства недобросовестности общества, заключения им сделок, свидетельствующих о направленности действий на увеличение возмещаемой из бюджета суммы налога.

При таких обстоятельствах, суды всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц, и сделали правильный вывод о несоответствии оспариваемого решения требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, основанные на правильном применении норм материального права, соответствующие материалам дела
и установленным обстоятельствам, направлены на переоценку исследованных судами доказательств и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.

Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 07.04.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 по делу N А55-608/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.