Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 18.09.2008 по делу N А12-2909/08-С10 Согласно ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Поскольку выявленные нарушения нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами, подпадающие под квалификацию ст. 7.23 КоАП РФ, образуют единый состав административного правонарушения, привлечение общества к административной ответственности за каждую услугу ненадлежащего качества (горячее водоснабжение, отопление) является неправомерным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 сентября 2008 г. по делу N А12-2909/08-С10

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, город Волгоград,

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 по делу N А12-2909/08-С10,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “ТеплоСнаб“, р.п. Светлый Яр Светлоярского района Волгоградской области к Государственной жилищной инспекции Волгоградской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

заинтересованное лицо - общество с ограниченной ответственностью “Светлоярское ЖКХ“, р.п. Светлый Яр Светлоярского района Волгоградской области,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “ТеплоСнаб“ обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Волгоградской области (далее
- Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 07.02.2008 N 31-2 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.03.2008 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 решение суда первой инстанции отменено, заявление удовлетворено. Оспоренное постановление административного органа признано незаконным и отменено.

В кассационной жалобе Государственная жилищная инспекции Волгоградской области просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции, настаивая на правомерности привлечения ООО “ТеплоСнаб“ к административной ответственности.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, на основании коллективного обращения граждан, обращения начальника отдела защиты прав потребителей Администрации Светлоярского муниципального района и в соответствии с распоряжением Государственной жилищной инспекции Волгоградской области N 31 от 21.01.2008 проведена внеплановая проверка ООО “ТеплоСнаб“ по соблюдению нормативного уровня обеспечения температуры горячей воды в квартирах жилого дома, расположенного по адресу: Волгоградская область, р.п. Светлый Яр, пер. Совхозный, дом 25, МКР-4, дом N 5.

В ходе проверки выявлено отклонение температуры горячей воды в квартирах N 2, 5, 6, 12, 13, 14, 16, 17 жилого дома N 25 по пер.Совхозный, а именно на момент обследования температура горячей воды в точках забора в жилых помещениях составляла +33°С при норме от +50°С до +70°С, при этом допустимое отклонение температуры горячей воды составляет в ночное время не более чем на 5°С, в дневное время - не более чем на 3°С.

По
результатам проверки Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области составлены акт проверки N 31-1 от 29.01.2008 и протокол об административном правонарушении N 31-2 от 29.01.2008 по статье 7.23 КоАП Российской Федерации - нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Постановлением Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области от 07.02.2008 N 31-2 ООО “ТеплоСнаб“ привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП Российской Федерации и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

Отказывая обществу в признании данного постановления незаконным, суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП Российской Федерации, об отсутствии нарушений порядка привлечения к административной ответственности и отсутствии обстоятельств, освобождающих от административной ответственности.

Апелляционный суд, отменяя судебное решение, исходил из того, что судом первой инстанции не в полном объеме выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как установлено апелляционным судом, при проведении внеплановой проверки ООО “ТеплоСнаб“ по соблюдению нормативного уровня обеспечения коммунальными услугами жителей в квартирах N 2, 5, 6, 12, 13, 14, 16, 17 жилого дома, расположенного по адресу: Волгоградская область, р.п. Светлый Яр, пер. Совхозный, д. 25, выявлены:

1) отклонение температуры горячей воды, которая в точках разбора в указанных жилых помещениях на момент обследования составляла +33°С при норме от +50°С до +70°С, при этом допустимое отклонение температуры горячей воды в точке разбора составляет в ночное время не более чем на 5°С, в дневное время - не более чем на 3°С;

2) отклонение температуры воздуха, которая на момент обследования жилых помещений составляла +16°С при норме не ниже +18°С, а в
угловых комнатах не ниже +20°С.

Результаты проверки были оформлены актом N 31-1 от 29.01.2008, которым зафиксированы выявленные нарушения.

В этот же день, 29.01.2008 Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области было составлено два протокола об административных правонарушениях: N 31-1 и N 31-2, которыми действия ООО “ТеплоСнаб“ квалифицированы по статье 7.23 КоАП Российской Федерации, из которых один - за нарушение температурного режима воздуха, другой - горячей воды.

По итогам рассмотрения вышеуказанных протоколов в отношении ООО “ТеплоСнаб“ вынесено два постановления от 07.02.2008: N 31-1 и N 31-2 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП Российской Федерации, в виде административных штрафов в размере по 5 000 рублей по каждому.

Постановление Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от 07.02.2008 N 31-1 о привлечении ООО “ТеплоСнаб“ к административной ответственности по статье 7.23 КоАП Российской Федерации за отклонение температуры воздуха в квартирах N 2, 5, 6, 12, 13, 14, 16, 17 жилого дома, расположенного по адресу: Волгоградская область, р.п. Светлый Яр, пер. Совхозный, д. 25, было оспорено обществом в судебном порядке.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.03.2008 по делу N А12-2910/08-с10, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2008, установлено, что ООО “ТеплоСнаб“ допустило нарушение нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами, выразившееся в отклонении от нормативных параметров температуры горячей воды в точках водозабора, расположенных в квартирах N 2, 5, 6, 12, 13, 14, 16, 17 жилого дома, расположенного по адресу: Волгоградская область, р.п. Светлый Яр, пер. Совхозный, д. 25, что повлекло занижение в указанных жилых помещениях температуры воздуха.

Таким образом, событие административного правонарушения, наличие в действиях общества состава вменяемого административного
правонарушения, вина юридического лица установлены вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда.

Обжалуемое обществом постановление содержит описание того же события административного правонарушения, одних и тех же обстоятельств дела. Отлично лишь то, что в результате отклонения от нормативных параметров температуры горячей воды (теплоносителя) в точках водозабора оказана коммунальная услуга ненадлежащего качества - горячее водоснабжение.

В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод, что постановлением Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от 07.02.2008 N 31-2 ООО “ТеплоСнаб“ повторно привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП Российской Федерации.

Установлено, что 01.09.2007 заявитель заключил с ООО “Каустик“ договор N 2894-07/07 на приобретение горячей воды для последующего обеспечения населения р.п. Светлый Яр коммунальной услугой по отоплению.

Именно по данному договору заявитель приобретает тепловую энергию в горячей воде и оказывает жителям жилого дома N 25 пер. Совхозный, р.п. Светлый Яр Волгоградской области коммунальные услуги - горячее водоснабжение и отопление.

Из акта проверки N 31-1 от 29.01.2008 следует, что причиной оказания коммунальных услуг (горячее водоснабжение, отопление) ненадлежащего качества явилось отклонение от нормативных параметров температуры горячей воды в точках водозабора, расположенных в квартирах N 2, 5, 6, 12, 13, 14, 16, 17 жилого дома, расположенного по адресу: Волгоградская область, р.п. Светлый Яр, пер. Совхозный, д. 25.

Согласно статье 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами
субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В рассматриваемом споре ООО “ТеплоСнаб“ оказывая коммунальные услуги жильцам дома, расположенного по адресу: Волгоградская область, р.п. Светлый Яр, пер. Совхозный, д. 25, путем поставки тепловой энергии в виде горячей воды, совершает одно действие.

Таким образом, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что две коммунальные услуги ненадлежащего качества оказаны обществом в результате совершения одного действия - поставки одной и той же тепловой энергии, по одному и тому же договору N 2894-07/07 от 01.09.2007, в один жилой дом и в один и тот же период времени.

Постановлением Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от 07.02.2008 N 31-1 ООО “ТеплоСнаб“ привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП Российской Федерации в виде административного штрафа в размере 5000 рублей за нарушение нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами, выразившееся в отклонении от нормативных параметров температуры горячей воды в точках водозабора расположенных в квартирах N 2, 5, 6, 12, 13, 14, 16, 17 жилого дома, расположенного по адресу: Волгоградская область, р.п. Светлый Яр, пер. Совхозный, д. 25, выразившееся в занижении температуры воздуха.

В силу части 5 статьи 4.1. КоАП Российской Федерации никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Вместе с тем, обжалуемым постановлением Государственной жилищной инспекции Волгоградской области от 07.02.2008 N 31-2 ООО “ТеплоСнаб“ вновь привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП Российской Федерации в виде административного штрафа в размере 5000 рублей за нарушение того же нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами, выразившееся в отклонении от нормативных параметров температуры горячей воды в точках
водозабора расположенных в квартирах N 2, 5, 6, 12, 13, 14, 16, 17 жилого дома, расположенного по адресу: Волгоградская область, р.п. Светлый Яр, пер. Совхозный, д. 25, выразившееся в занижении температуры горячей воды.

Тем самым административным органом нарушены общие правила назначения наказания, установленные статьей 4.1 КоАП Российской Федерации.

Судебная коллегия считает обоснованным вывод апелляционного суда о том, что выявленные в ходе одной проверки нарушения нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами (горячее водоснабжение и отопление), подпадающие под квалификацию статьи 7.23 КоАП Российской Федерации, которые совершены в результате одного действия, в один временной период, образуют единый состав административного правонарушения, а потому привлечение ООО “ТеплоСнаб“ к административной ответственности за каждую услугу ненадлежащего качества (горячее водоснабжение, отопление) является неправомерным.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия считает постановление апелляционного суда законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 по делу N А12-2909/08-С10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.