Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 02.09.2008 по делу N А72-1297/08 Правовые основания для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя отсутствуют, поскольку судебное решение не исполнено не по причине бездействия судебного пристава-исполнителя, а по причине отсутствия сведений о местонахождении должника, отсутствия у него денежных средств на счетах в банках, а также имущества, на которые могло бы быть обращено взыскание, что прямо следует из материалов дела, а также из материалов исполнительного производства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 сентября 2008 г. по делу N А72-1297/08

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск, и Прокуратуры Ульяновской области, г. Ульяновск,

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2008 по делу N А72-1297/08,

по заявлению Первого заместителя прокурора Ульяновской области, г. Ульяновск, к судебному приставу-исполнителю ОСП по Железнодорожному району г. Ульяновска Розову Д.Л., г. Ульяновск, Отделу судебных приставов по Железнодорожному району г. Ульяновска, взыскатель - Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск, должник - общество с ограниченной ответственностью “Главинвестстрой“, г. Ульяновск, третье лицо
- Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,

установил:

Первый заместитель прокурора Ульяновской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным допущенного в период с 13.11.2007 по 30.01.2008 бездействия судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Железнодорожному району г. Ульяновска Д.Л.Розова (далее - судебный пристав-исполнитель) в части непринятия всех предусмотренных законом мер, обеспечивающих исполнение исполнительного документа - исполнительного листа Арбитражного суда Ульяновской области N 045456 от 30.03.2005 о взыскании с должника - ООО “Главинвестстрой“, в пользу взыскателя - Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - взыскатель), задолженности по арендной плате и пени в размере 13 907,05 руб.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.04.2008 указанные требования прокурора удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2008 решение суда отменено, в удовлетворении заявления прокурора отказано.

Прокурор и взыскатель обратились с кассационными жалобами, в которых просят отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не нашла оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.02.2005 по делу N А72-12120/04-27/311 с Общества с ограниченной ответственностью “Главинвестстрой“ в пользу Комитета по управлению государственным имуществом Ульяновской области (в настоящее время Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области) взыскано 13 907 руб.
05 коп. долга и пени по арендной плате, 30.03.2005 выдан исполнительный лист N 045456.

08.10.2007 судебным приставом-исполнителем на основании указанного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство N 41/16808/229/1/2007 в отношении общества с ограниченной ответственностью “Главинвестстрой“ (далее - должник).

Статьей 12 Закона РФ “О судебных приставах“ установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно статье 13 Закона РФ “Об исполнительном производстве“ исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему исполнительного документа.

В ходе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан принять все меры принудительного исполнения, предусмотренные статьей 45 Закона РФ “Об исполнительном производстве“.

08.10.2007 судебный пристав-исполнитель оформил запросы за исх. N 16464 в ИФНС России по Железнодорожному району г. Ульяновска о предоставлении информации об ИНН, юридическом и фактическом адресах, видах деятельности, номерах всех расчетных, валютных и иных счетов в банках, о наличии контрольно-кассовых машин в отношении ООО “Главинвестстрой“. Данный запрос был направлен в налоговый орган 30.10.2007 г.

06.11.2007 Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области отказало судебному приставу-исполнителю в предоставлении сведений о должнике из ЕГРЮЛ, указав, что базы данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП переданы Управлению ФССП по Ульяновской области и необходимо обращаться за информацией в УФССП по Ульяновской области.

Арбитражный суд первой инстанции сделал вывод в решении о бездействии судебного пристава исполнителя на основании того, что судебный пристав исполнитель после получения ответа из Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области никаких мер в период с
06.11.2007 по 30.01.2008 по получению информации от налогового органа не принимал и не применил предусмотренный ст. 87 Закона РФ “Об исполнительном производстве“ штраф за невыполнение должностными лицами налогового органа законных требований судебного пристава-исполнителя.

Признавая данные выводы суда первой инстанции ошибочными, и противоречащими установленным по делу обстоятельствам, апелляционный суд обоснованно сослался на то, что судебный пристав-исполнитель своевременно возбудил исполнительное производство и истребовал все необходимые сведения о должнике, которые поступали судебному приставу-исполнителю от различных организаций в ноябре, декабре 2007 г., январе 2008 г.

Указанные обстоятельства нашли свое подтверждение в материалах дела, а также в судебных актах судов первой и апелляционной инстанций, где со ссылками на конкретные даты перечислены поступившие судебному приставу ответы на направленные им в октябре 2007 года запросы от банковских учреждений, регистрирующих и разного рода иных органов, обладающих соответствующей информацией, о наличии зарегистрированного за должником имущества, о наличии расчетных счетов и иных материальных ценностей.

31.01.2008 судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о наложении ареста на денежные средства должника.

29.02.2008 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о розыске должника, 01.03.2008 заведено розыскное дело по розыску его имущества.

До 01.02.2008 действовал Закон РФ N 119-ФЗ от 21.07.1997 г. “Об исполнительном производстве“. В соответствии с п. 2 ст. 28 этого Закона судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск должника или его имущества при наличии согласия взыскателя нести бремя расходов по розыску и авансировать указанные расходы в соответствии со статьей 83 настоящего Федерального закона.

Поскольку взыскатель не авансировал расходы по розыску должника, судебный пристав-исполнитель не мог самостоятельно объявить розыск должника.

После вступления в силу с 01.02.2008 Закона РФ N 229 ФЗ “Об исполнительном производстве“, судебный пристав-исполнитель, руководствуясь
ст. 65 этого Закона объявил розыск должника самостоятельно.

Письмо Минюста от 17.04.2002 N 06-1778 “Авансирование расходов по розыску должников (имущества должника)“, на которое ссылаются заявители кассационных жалоб, является внутриведомственным документом и не может быть положено в основу выводов суда, оценивающего действия судебного пристава с точки зрения соответствия их Федеральному закону “Об исполнительном производстве“.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правовые основания для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя отсутствовали, поскольку судебный пристав-исполнитель не бездействовал. Судебное решение не исполнено не по причине бездействия судебного пристава-исполнителя, а по причине отсутствия должника, неизвестности его местонахождения и отсутствия у должника денежных средств на счетах в банках и имущества на которые могло бы быть обращено взыскание, что прямо следует из материалов дела, а также из материалов исполнительного производства.

Кроме того, в своем постановлении апелляционный суд правомерно указал на то, что в нарушение подпункта 3 пункта 5 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции не указал в своем решении какие конкретные действия не были совершены судебным приставом-исполнителем и какие действия он должен был совершить в рассматриваемый промежуток времени в соответствии с Законом РФ “Об исполнительном производстве“.

Учитывая то, что выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены обжалуемого судебного акта.

Доводы, приведенные в кассационных жалобах, направлены на переоценку установленных апелляционным судом обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что выходит за пределы установленных статьей 286 АПК РФ полномочий суда кассационной инстанции, проверяющего законность
вынесенного судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2008 по делу N А72-1297/08 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.