Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.08.2008 по делу N А55-4391/2008-29 Поскольку доказательств надлежащего извещения общества о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении налоговым органом суду не представлено, постановление налогового органа о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ и бланков строгой отчетности признано незаконным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 августа 2008 г. по делу N А55-4391/2008-29

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району города Самары

на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 по делу N А55-4391/2008-29,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Сити“, город Самара к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району города Самары о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Сити“ обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району
города Самары о признании незаконным и отмене постановления от 26.02.2008 N 47 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 08.05.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008, заявленные требования удовлетворены, оспоренное постановление административного органа признано незаконным и отменено.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция ФНС России по Промышленному району города Самары обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявления обществу отказать, ссылаясь на правомерность привлечения последнего к административной ответственности.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, 06.02.2008 Инспекцией ФНС России по Промышленному району города Самары проведена проверка выполнения обществом с ограниченной ответственностью “Сити“ требований Федерального закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон N 54-ФЗ) в фотокафе, принадлежащем обществу и расположенном в секции N 202 Торгового комплекса “Центральный“ по адресу: город Самара, улица Ново-Садовая, 24. В ходе проверки установлено, что при оказании услуги - ксерокопии паспорта, стоимость услуги - 6 рублей, денежный расчет администратором Пинаковой Е.В. осуществлен без применения контрольно-кассовой техники и без бланков строгой отчетности из-за их отсутствия.

По результатам проверки налоговым органом составлены акт проверки N 91 от 06.02.2008, протокол об административном правонарушении N 47 от 14.02.2008, на основании которых вынесено постановление от
26.02.2008 N 47 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП Российской Федерации, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Признавая данное постановление незаконным, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Согласно статье 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применять исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов.

На основании статей 1 и 2 вышеназванного закона контрольно-кассовая техника подлежит обязательному применению всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, допускается осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности.

В рассматриваемом случае судами установлено, что обществом оказана услуга по ксерокопированию паспорта гражданину Чеховских, получены денежные средств в сумме 6 рублей, и предоставлен бланк строгой отчетности N 039394 на сумму 6 рублей, выписанный на имя Чеховских, что подтверждает соблюдение ООО “Сити“ требований закона.

Кроме того, суды исходили из того, что административным органом не соблюден установленный порядок привлечении общества к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП Российской Федерации лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может
быть подвергнуто административному наказанию иначе как по основаниям и в порядке, установленных законом.

Как установлено судами, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя ООО “Сити“ при его надлежащем извещении о времени и месте составления протокола, что подтверждается предоставленными почтовыми уведомлениями.

Вместе с тем, доказательств надлежащего извещения общества о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении налоговым органом суду не представлено.

Налоговый орган на момент рассмотрения дела не обладал сведениями о надлежащем извещении общества или его законного представителя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Согласно требованиям пункта 2 статьи 25.1 КоАП Российской Федерации дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 и пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконными и отмене оспариваемых постановлений.

Поскольку в данном случае существенно нарушен порядок привлечения общества к административной ответственности, суды обоснованно признали оспоренное постановление административного органа
незаконным.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 по делу N А55-4391/2008-29 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.