Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 18.08.2008 по делу N А55-17139/2007 В удовлетворении заявления органа местного самоуправления о признании за ним права распоряжения земельным участком отказано, поскольку судом установлено, что зарегистрированное право Российской Федерации на спорный земельный участок не оспорено в судебном порядке. Органом, уполномоченным распоряжаться расположенными на территории субъекта РФ земельными участками, на которые зарегистрировано право собственности РФ, является территориальное управление Росимущества.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 августа 2008 г. по делу N А55-17139/2007

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района, Самарской области, с. Кинель-Черкассы,

на решение от 31.01.2008 Арбитражного суда Самарской области и

постановление от 04.04.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-17139/2007

по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района в интересах муниципального образования - муниципального района Кинель-Черкассы Самарской области, с. Кинель-Черкассы, к территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г. Самара, третьи лица: управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара, открытое акционерное общество “Самаранефтегаз“,
г. Самара, о признании права распоряжения земельным участком,

установил:

Комитет по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области (далее - ответчик, Территориальное управление) о признании за Комитетом права распоряжения земельным участком площадью 8097 кв. м., расположенным по адресу: Самарская область, Кинель-Черкасский район, Дмитриевское месторождение нефти, отнесенным к землям, промышленности, предназначенным для размещения производственных объектов.

Решением суда первой инстанции от 31.01.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2008 решение от 31.01.2008 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Комитет просит судебные акты отменить, указывая на неправильное применение норм материального права.

Рассмотрение кассационной жалобы, первоначально назначенное на 10.07.2008, было отложено на 18.08.2008.

В связи с отпуском судьи Г.К.Р., участвовавшей в составе суда, рассматривающем дело, в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена ее замена на судью К.М.В., вследствие чего рассмотрение дела начато сначала.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции, оснований для их отмены не находит.

Как следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 8097 кв. м., расположенный по адресу: Самарская область. Кинель-Черкасский район, для размещения производственных объектов Дмитриевского месторождения - скважины N N 324, 325, 327. 22 БИС. 419 -эксплуатационные, отнесенного к землям промышленности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.10.2001 серия 63-АА N 314511.

Полагая, что названный земельный участок не
входит в перечень земельных участков, отнесенных к федеральной собственности в силу пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, в связи с чем в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ распоряжение спорным земельным участком должно осуществляться органами местного самоуправления Кинель-Черкасского района, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Следовательно, государственная собственность на землю не является обезличенной, а имеет конкретный субъект права - Российскую Федерацию или субъект Российской Федерации.

Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Итогом процесса разграничения государственной собственности на землю является государственная регистрация права собственности на земельные участки.

Таким образом, зарегистрированное право собственности на спорный земельный участок, вне зависимости от оснований государственной
регистрации, является основанием правообладателя для управления и распоряжения этим земельным участком в полном объеме.

Судебными инстанциями установлено, что зарегистрированное право Российской Федерации на спорный земельный участок в судебном порядке не оспорено.

Следовательно, Российская Федерация является собственником спорного земельного участка.

На основании пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.

Вероятно, имеется в виду Положение о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691.

В пункте 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2004 N 691, закреплено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).

В соответствии с пунктом 4 данного Положения Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы.

Таким образом, органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, расположенными на территории Самарской области, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, является Территориальное управление Росимущества по Самарской области.

В соответствии с пунктом 5.37 вышеуказанного Положения Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами.

Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанции, основанных на материалах
дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение от 31.01.2008 Арбитражного суда Самарской области и постановление от 04.04.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-17139/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Комитета по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района в доход федерального бюджета 1000 рублей расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе.

Арбитражному суду Самарской области согласно пункту 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.