Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 12.08.2008 по делу N А12-9717/06-С18 Обязанность исполнения документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта РФ по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, возложена на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта РФ, а также средств, полученных от предпринимательской деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 августа 2008 г. по делу N А12-9717/06-С18

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, г. Волгоград,

на решение от 23.04.08 Арбитражного суда Волгоградской области и

постановление от 16.06.08 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А12-9717/06

по заявлению Муниципального унитарного производственного жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия N 44 Кировского района города Волгограда в лице конкурсного управляющего Гонжарова А.И. о признании незаконным бездействия Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области,

третьи лица - межрайонный отдел по исполнению особо важных исполнительных документов Государственного учреждения Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, Государственное
учреждение Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области,

установил:

Муниципальное унитарное производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятия N 44 Кировского района города Волгограда (далее - предприятие) в лице конкурсного управляющего Гонжарова А.И. обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным бездействия Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области (далее - Комитет), выразившееся в неперечислении предприятию денежных средств в сумме 854576 руб. 90 коп. по исполнительному листу N 023644, выданному Арбитражным судом Волгоградской области 06.09.05 по делу N А12-4106/05-с22 и обязании Комитета перечислить 854 576 руб. 90 коп. предприятию в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.07.06 в удовлетворении заявления предприятия отказано, так как Комитетом на депозитный счет службы судебных приставов сумма задолженности перед предприятием, указанная в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 07.09.05 в размере 3495573 руб. 35 коп. перечислена в полном объеме.

Постановлениями апелляционной и кассационной инстанций от 28.09.06 и 08.02.07 соответственно решение суда оставлено без изменения.

Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принятые по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.04.08 заявленные требования удовлетворены.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 16.06.08 изменил решение суда в части обязания Комитета совершить действия по исполнению исполнительного листа N А12-4106/05-с22, уточнив сумму, подлежащую взысканию по исполнительному листу, выданного Арбитражным судом Волгоградской области 06.09.2005 по делу N А12-4106/05-с22.

В кассационной жалобе Комитет просит судебные акты отменить, мотивируя неправильным применением норм материального права и неполным исследованием обстоятельств дела.

По
мнению заявителя жалобы, Главное финансово-казначейское управление администрации Волгоградской области полностью рассчиталось со всеми взыскателями, включенными в сводное исполнительное производство, в том числе и с предприятием, перечислив службе судебных приставов полную сумму долга.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.07.05 по делу N А12-4106/05-С22 с Главного финансово-казначейского управления администрации Волгоградской области (правопредшественника Комитета) в пользу предприятия за счет средств Казны Волгоградской области взыскано 3495573 руб. 35 коп.

Постановлением от 07.09.05 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению решений арбитражного суда Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области на основании исполнительного листа N 023644, выданного Арбитражным судом Волгоградской области 06.09.05, было возбуждено исполнительное производство N 6083-06-05 о взыскании в пользу предприятия 3495573 руб. 35 коп. и предложено в 5-дневный срок перечислить эту сумму. В указанный срок денежные средства должником перечислены не были.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 29.09.05 исполнительное производство N 6083-06-05 объединено в сводное исполнительное производство N 06/06-05св, общая сумма взыскания по которому составила 27379446 руб. 64 коп.

Федеральным законом от 27.12.05 N 197-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “Об исполнительном производстве“, вступившим в законную силу с 01.01.06, определен новый порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительные документы, по которым сумма долга погашена не в полном объеме, возвращены взыскателям с
разъяснением установленного порядка взыскания с бюджета Волгоградской области денежных средств.

В связи с этим вышеназванное исполнительное производство окончено, исполнительный лист N 023644, выданный Арбитражным судом Волгоградской области 06.09.05 по делу N А12-4106/05-С22, возвращен предприятию с отметкой об остатке невзысканной суммы в размере 854576 руб. 90 коп.

Предприятие направило исполнительный лист для исполнения в Главное финансово-казначейское управление администрации Волгоградской области (правопредшественник Комитета), которое письмом от 17.02.06 возвратило исполнительный документ без исполнения со ссылкой на то, что вся сумма задолженности перечислена на депозитный счет службы судебных приставов в полном объеме.

В связи с тем, что Комитетом остаток задолженности 854576 руб. 90 коп. на расчетный счет предприятия не был перечислен, последний обратился в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве“ при недостаточности взысканной с должника денежной суммы для удовлетворения всех требований по исполнительным документам указанная сумма распределяется между взыскателями в очередности, установленной пунктом 2 настоящей статьи.

При недостаточности взысканной денежной суммы для полного удовлетворения всех требований одной очереди они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме (пункт 3 статьи 78).

Согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, по сводному исполнительному производству N 06/06-05св с Комитета подлежали взысканию 27 572 531 руб. 99 коп., однако на счет службы судебных приставов поступило 22 798 124 руб. 16 коп. Таким образом, должником не была исполнена обязанность по перечислению на депозитный счет службы судебных приставов всей суммы, взыскиваемой в рамках сводного исполнительного производства.

Федеральным законом от 27.12.05 N 197-ФЗ “О внесении изменений
в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “Об исполнительном производстве“, вступившим в законную силу с 01.01.06, определен новый порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Так, статьей 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязанность исполнения документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника возложена на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что сумма 3495573 руб. 35 коп., перечисленная Комитетом на депозит службы судебных приставов на погашение долга перед предприятием, на основании статьи 78 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ была распределена между взыскателями по сводному исполнительному производству в соответствии с установленной очередностью.

Действия судебного пристава-исполнителя по распределению денежных средств между взыскателями были признаны соответствующими требованиям статей 55 и 78 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ вступившими в законную силу судебными актами по делу N А12-5617/06-с52, что в силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, как правильно указано судом, перечисление Комитетом 3495573 руб. 35 коп. на депозитный счет службы судебных приставов не может свидетельствовать об исполнении
судебного акта по делу N А12-4106/05-С22. Судебный акт в части взыскания непогашенной суммы долга в размере 854576 руб. 90 коп. подлежит исполнению Комитетом в порядке, установленном статьей 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы права и их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение от 23.04.2008 Арбитражного суда Волгоградской области и постановление от 16.06.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А12-9717/2006-с18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.