Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 22.07.2008 по делу N А55-14726/07 Распоряжение территориального органа Росимущества о безвозмездной передаче в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, признано незаконным, поскольку спорное имущество необходимо для обеспечения деятельности государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации и в силу закона может находиться в федеральной собственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 июля 2008 г. по делу N А55-14726/07

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, город Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара, город Самара

на постановление от 18.04.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-14726/07,

по заявлению Военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа, г. Екатеринбург, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г. Самара, о признании недействительным ненормативного акта государственного органа и обязании восстановить нарушенное право

третьи лица: Кряжская КЭЧ района Приволжско-Уральского военного округа, г. Самара; ФГДОУ Министерства обороны
Российской Федерации детский сад N 382, г. Самара; Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара; Министерство обороны Российской Федерации, г. Москва

установил:

Военный прокурор Приволжско-Уральского военного округа (далее военный прокурор) обратился в Арбитражный суд Самарской области в интересах Министерства обороны Российской Федерации с заявлением (с учетом уточнений от 05.12.2007 г.) о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области (далее Территориальное управление) от 04.04.2007 г. N 133-Р “О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Кряжской квартирно-эксплуатационной частью района, в муниципальную собственность городского округа Самара“ и об обязании восстановить право оперативного управления Кряжской квартирно-эксплуатационной части района на относящееся к федеральной собственности имущество - здание дошкольного учреждения детского сада N 382, расположенное в военном городке N 111 в пос. Кряж городского округа Самара по адресу: Долотный переулок, 22 “а“, о чем внести соответствующие изменения в территориальную базу данных Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области.

Решением от 04.02.2008 Арбитражного суда Самарской области в удовлетворении заявления прокурора отказано.

Постановлением от 18.04.2008 г. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд решение от 04.02.2008 г. отменил: признал недействительным распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, обязал Территориальное управление в месячный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства обороны РФ, Кряжской КЭЧ района Приволжско-Уральского военного округа и ФГДОУ Министерства обороны РФ детский сад N 382 путем восстановления права оперативного управления Кряжской КЭЧ района Приволжско-Уральского военного округа на объект недвижимости - здание детского сада, расположенного на территории военного городка N
111 в поселке Кряж, городского округа Самара по адресу: Долотный переулок, 22а.

Не согласившись с постановлением от 18.04.2008 г. Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области и Департамент управления имуществом городского округа Самара обжаловали его в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, просят отменить обжалуемое постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции.

Заявители жалоб указали на несоответствие судебного акта нормам материального права, а также - на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельства дела и имеющимся в деле доказательствам.

В отзыве на кассационную жалобу Военная прокуратура Самарского гарнизона просила отклонить доводы кассационных жалоб, оставить в силе обжалуемое постановление.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность постановления от 18.04.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы заявителей кассационных жалоб, возражения на них, заслушав представителей сторон, считает обжалуемое постановление от 18.04.2008 г. Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда законным и не подлежащим отмене.

В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 26.11.2003 г. N 6641-р “О закреплении имущества за Кряжской КЭЧ района Минобороны России“, здание детского сада, расположенное по адресу: г. Самара, Долотный пер. 22 “а“, закреплено на праве оперативного управления за Кряжской КЭЧ района в предусмотренном законом порядке.

04.04.2007 г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области издал распоряжение N 133-Р “О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Кряжской квартирно-эксплуатационной частью района, в муниципальную собственность городского округа Самара“.

Вероятно, вместо: “В соответствии с пунктом 3 приложения к указанному выше
Постановлению...“ имеется в виду: “В соответствии с пунктом 2 приложения 3 к указанному выше Постановлению...“.

Арбитражный суд первой инстанции, отказывая военному прокурору в удовлетворении заявления исходил из того, что согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В соответствии с пунктом 3 приложения к указанному выше Постановлению к объектам муниципальной собственности относятся учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

Также суд первой инстанции сослался в решении и на положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ в соответствии с которыми находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность.

Апелляционный суд обоснованно указал, что согласно абзацам 3 и 4 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая
нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.

Таким образом, в силу вышеизложенного, здание детского сада, находящееся на территории военного городка, являющееся имуществом вооруженных сил Российской Федерации, может находиться в федеральной собственности.

Как было установлено апелляционным судом и констатировано в судебном постановлении спорное имущество является единственным местом для осуществления деятельности ФГДОУ Министерства обороны Российской Федерации детский сад N 382, оно никогда не использовалось органами местного самоуправления города Самары либо муниципальными предприятиями и учреждениями в целях, указанных в части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ.

Это имущество использовалось исключительно ФГДОУ Министерства обороны Российской Федерации детский сад N 382 и Кряжской КЭЧ района Приволжско-Уральского военного округа в целях обеспечения деятельности воинских частей и учреждений, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации и в целях защиты социальных прав военнослужащих и членов их семей, что не противоречит целям, указанным в абзацах 3 и 4 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ.

Из материалов дела также следует, что здание детского сада N 382, расположенное в военном городке N 111 в пос. Кряж городского округа Самара по адресу: Долотный переулок, 22 “а“, было передано в оперативное управление Кряжской КЭЧ района Приволжско-Уральского военного округа исключительно для технического обслуживания и содержания (эксплуатации) этого здания в соответствии с Положением о Кряжской КЭЧ района. В то же время в этом здании осуществляло образовательную деятельность ФГДОУ Министерства обороны Российской Федерации детский сад N 382 и это здание являлось для него единственным местом осуществления уставной деятельности.

Передача здания детского сада в оперативное управление Кряжской КЭЧ района Приволжско-Уральского военного округа осуществлена
в связи с тем, что КЭЧ является единственной военной организацией, созданной специально для обеспечения текущего содержания и ремонта зданий и инженерных сооружений. Однако фактическое использование здания детского сада осуществляется ФГДОУ Министерства обороны Российской Федерации детский сад N 382.

Кроме того, в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 314 в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

В соответствии с п. п. 1, 2, 5, 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 1082, Министерство обороны является органом управления Вооруженными силами Российской Федерации и осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 25.11.1996 г. N 1592 передача объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации поручена Правительству Российской Федерации.

Следовательно, соответствует закону утверждение апелляционного суда о том, что в отношении федерального имущества правомочия собственника которого осуществляет Министерство обороны Российской Федерации, решение о передаче такого имущества полномочно принимать Правительство Российской Федерации, а не Территориальный орган управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

Правительство Российской Федерации решения о передаче в муниципальную собственность здания детского сада, находящегося на территории военного городка N 111 в пос. Кряж городского округа Самара по адресу: Долотный переулок, 22 “а“ не принимало.

При таких обстоятельствах постановление от 18.04.2008 г. Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда является законным и не подлежит отмене, а кассационные жалобы - не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление от 18.04.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N
А55-14726/07 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.