Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 03.07.2008 по делу N А12-8118/07 В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая устанавливается в зависимости от категории земель.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июля 2008 г. по делу N А12-8118/07

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Волгоградской области, г. Волгоград,

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 по делу N А12-8118/07,

по заявлению индивидуального предпринимателя Субботина П.И., г. Волгоград, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Волгоградской области о признании недействительным ее решения от 14.05.2007 N 16.0502,

с участием третьего лица - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области, г. Волгоград,

установил:

индивидуальный предприниматель Субботин П.И. обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о
признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 11 по Волгоградской области от 14.05.2007 N 16.0502 о привлечении его к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислении земельного налога в сумме 384292 рублей, пени по нему в сумме 16044,44 рублей и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 76238 рублей.

Заявленные требования основаны на неправомерном определении налоговым органом налоговой базы по земельному налогу - кадастровой стоимости земельного участка и налоговой ставки при исчислении налога за 2006 год. По мнению заявителя изменение с 01.01.2007 вида разрешенного использования земельного участка с “автомойки со станцией технического обслуживания“ на “гаражи и автостоянку“ позволяет применять в 2006 году налоговую ставку по земельному налогу в размере 0,01%.

Возражая против заявленных требований налоговый орган указал, что при проверке были использованы данные о кадастровой стоимости земельного участка налогоплательщика, которые были представлены в налоговый орган Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области. Кроме того, кадастровая стоимость спорного земельного участка была предметом судебного разбирательства. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.09.2007 по делу N А12-8117/07-с30 подтверждена правомерность определения кадастровой стоимости данного участка в сумме 8430,56 рублей за квадратный метр.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.01.2008 оспариваемое решение налогового органа в части привлечения Предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату земельного налога в сумме 76238 признано недействительным, в остальной части в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 заявленные требования Предпринимателя удовлетворены в полном объеме - решение налогового органа признано недействительным и в части доначисленного земельного
налога в сумме 384292 рублей и пени по нему в сумме 16044,44 рублей.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить постановление апелляционного суда с оставлением в силе решения суда, мотивируя это нарушением и неправильным применением судом норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит ее подлежащей удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации г. Волгограда от 31.12.2002 N 1552 Предпринимателю передан в собственность земельный участок (кадастровый N 34:34:08 00 62:0003) площадью 3094,4 кв. м. с разрешенным использованием “мойка со станцией технического обслуживания автомобилей“.

При исчислении земельного налога за отчетные периоды 2006 года и в целом за 2006 год налогоплательщик применил ставку 1,5% к налоговой базе (кадастровая стоимость земельного участка) в размере 503614 рублей, объясняя это неясностью критериев отнесения земельных участков к той или иной группе функционального использования.

В результате камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2006 год, налоговый орган, руководствуясь информацией Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области о кадастровой стоимости земельного участка (кадастровый N 34:34:08 00 62:0003) в сумме 26087525 руб., на основании оспариваемого решения произвел доначисление налога в сумме 384292 руб., пени в сумме 16044,44 руб. и привлек налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ в виде штрафа в размере 76238 руб.

Коллегия выводы суда первой инстанции о частичном удовлетворении заявления Предпринимателя находит правильными, постановление апелляционного суда об удовлетворении заявленных требований в части отказа - ошибочным.

В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает
действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Пункт 1 статьи 390 НК РФ предусматривает, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Постановлением главы администрации Волгоградской области от 03.08.2005 N 779 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области.

Кадастровая стоимость земельных участков в кадастровых кварталах 34:34:08 00 62 определена в зависимости от категории земель и составляет, в частности, в отношении земель под объектами торговли, общественного питания бытового обслуживания 8430,56 руб. за кв. м.

Это же обстоятельство было установлено вступившим в силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.09.07 по делу А12-8117/07-с30 применительно к спорному земельному участку заявителя с кадастровым номером 34:34:08 00 62.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал на то, что налоговая база при исчислении земельного налога за 2006 год должна применяться ИП Субботиным П.И. в размере 26087525 рублей.

Во исполнение требований НК РФ с 01.01.2006 введено в действие постановление Волгоградского городского Совета депутатов от 23.11.2005 N 24/464 “О Положении о местных налогах на территории Волгограда, введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установлении и введении местных налогов на территории Волгограда“.

В соответствии со статьей 1 указанного постановления налоговая ставка по земельному налогу в размере 0.01% от кадастровой стоимости участка установлена в отношении
земельных участков, предоставленных для гаражных кооперативов и индивидуальных гаражей для хранения личного автотранспорта. В отношении прочих земельных участков налоговая ставка по земельному налогу установлена в размере 1,5%.

Таким образом, данным нормативным актом предусмотрено, что размер налоговой ставки определяется не от фактического использования налогоплательщиком земельного участка для хранения личного транспорта, а от назначения земельного участка при его предоставлении. При этом законодатель обусловил низкую налоговую ставку 0,01% предоставлением земельных участков гражданам или их объединениям для личного использования, то есть не в целях осуществления предпринимательской деятельности.

Ссылка Предпринимателя на пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, которая предоставляет правообладателям самостоятельно выбирать виды разрешенного использования земельных участков, является неполной. Заявитель не учел положения пункта 3 этой же статьи, который предусматривает, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Следовательно, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что самостоятельный выбор вида разрешенного использования земельного участка предполагает в последующем совершение правообладателем соответствующих действий, предусмотренных градостроительным регламентом, которые должны быть направлены на оформление сделанного выбора. Такие действия налогоплательщиком были совершены, но вид разрешенного использования спорного земельного участка был изменен постановлением администрации г. Волгограда от 08.08.2007 только с 01.01.2007.

Апелляционный суд в своем постановлении сделал неверный вывод, о том, что письмом инспекции от 13.09.2007 N 06-09/26896, подтверждено отсутствие у ИП Субботина П.И. обязанности по представлению деклараций по ЕНВД за 2006 по виду деятельности “оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств“.

Ответ, изложенный в указанном письме, лишь констатирует факт отсутствия
налоговых деклараций Предпринимателя по ЕНВД за 1 - 4 квартал 2006 года.

При изложенных обстоятельствах коллегия постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда находит подлежащим отмене с оставлением силе решения суда первой инстанции.

В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2008 по делу N А12-8118/07 отменить.

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.01.2008 оставить в силе.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Субботина П.И. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Волгоградской области государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей и по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.

Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительные листы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.