Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 01.07.2008 по делу N А72-5184/07-25/250 С 1 января 2005 года финансирование мер государственной поддержки многодетных семей, в том числе связанных с применением льгот по оплате коммунальных услуг, установленных Указом Президента РФ N 431 от 05.05.1992, отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июля 2008 г. по делу N А72-5184/07-25/250

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, город Ульяновск,

на решение от 13.11.2007 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-5184/07-25/250,

по иску ООО “Ульяновскрегионгаз“ к Министерству финансов Российской Федерации, Правительству Ульяновской области, Администрации муниципального образования “Тереньгульский район“, Управлению финансов МО “Тереньгульский район“, третьи лица - МО “Тереньгульский район“, МУ “Комитет социальной защиты населения МО “Тереньгульский район Ульяновской области“, о взыскании 14 995,21 руб.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Ульяновскрегионгаз“ обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации
о взыскании 14995 руб. 21 коп. - суммы убытков, возникших в связи с предоставлением в 2005 году мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг - газоснабжению многодетных семей, проживающих в Тереньгульском районе, согласно Указу Президента N 431 от 05.05.1992 г. “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“.

К участию в деле соответчиками по делу привлечены - Правительство Ульяновской области, администрация муниципального образования “Тереньгульский район“ Ульяновской области, Управление финансов МО “Тереньгульский район“, Министерство финансов Ульяновской области, третьими лицами в порядке статьи 51 АПК РФ привлечены - Муниципальное образование Тереньгульский район Ульяновской области, Управление финансов МО Тереньгульский район, Министерство финансов Ульяновской области.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13.11.2007 года по делу N А72-5184/07 иск удовлетворен частично, с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 12 673 руб. 89 коп. убытков. Исковые требования в отношении других ответчиков оставлены без удовлетворения.

В апелляционном порядке решение суда первой инстанции не пересматривалось.

Министерство финансов России в лице Управления федерального казначейства по Ульяновской области в кассационной жалобе просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.11.2007 г. по делу N А72-5184/07 отменить и передать дело на новое рассмотрение с указанием на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Истец, представил отзыв на жалобу, в котором просит оставить принятые судебные акты в силе. Считает, что в соответствии с выводами, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 23, надлежащим ответчиком является Российская Федерация, как публично-правовое образование, установившее льготы, и возложение обязанности по финансированию данных льгот на субъект Российской Федерации не допускается без выделения
субъекту Российской Федерации необходимых финансовых средств.

В отзывах МО “Тереньгульский район“ Ульяновской области, Администрация МО “Тереньгульский район“ Ульяновской области и Правительство Ульяновской области также просят судебный акт оставить без изменения.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены в соответствии со статьей 123 АПК РФ.

Проверив законность обжалуемого решения, правильность применения норм процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, отмены принятого по делу судебного акта и направления дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.

Предметом спора является взыскание убытков, понесенных истцом в результате применения им при оказании гражданам, проживающим в Тереньгульском районе Ульяновской области, льгот по оплате потребленного газа, предусмотренных Указом Президента РФ N 431 от 05 мая 1992 года “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ за 2005 год.

Суд установил, что сумма убытков (без учета НДС) составила 12 673 руб. 89 коп.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что надлежащим ответчиком по заявленному требованию является Российская Федерация, руководствуясь правовой позицией, указанной в п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 года N 23 о том, что положения Бюджетного кодекса РФ о совместном финансировании Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации расходов, связанных с социальной защитой населения, не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с отнесением обязанности по их финансированию на субъекты Российской Федерации.

Между тем суд не учел то обстоятельство, то газоснабжение населения с применением установленных Указом Президента РФ N 431 от
05.05.1992 года имело место в 2005 году, что Федеральным законом РФ от 04.07.2003 года N 95-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон РФ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“, вступившие в силу с 01.01.2005 года.

Вероятно, вместо “связанных с социальной поддержкой многодетных детей“ имеется в виду “связанных с социальной поддержкой многодетных семей“.

В частности, данный Закон был дополнен главой, устанавливающей общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Статьей 26.3 Закона установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, отнесены, в том числе, разрешение вопросов, связанных с социальной поддержкой многодетных детей (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ РФ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ).

Таким образом, с 01.01.2005 года финансирование мер государственной поддержки многодетных семей, в том числе связанных с применением льгот по оплате коммунальных услуг, установленных Указом Президента РФ N 431 от 05.05.1992 года, отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. О необходимости учета данного обстоятельства указано в п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ N 23 от 22.06.2006 года.

Следовательно, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что является основанием для отмены принятого по делу судебного акта в силу ст. 288 АПК РФ.

С учетом изложенного, судебная коллегия пришла к выводу о необходимости направления дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение от 13.11.2007 Арбитражного суда Ульяновской области по
делу N А72-5184/07-25/250 отменить, кассационную жалобу удовлетворить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновский области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.