Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.06.2008 по делу N А65-1894/08 В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ “О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения“ в случае неоднократных нарушений российским перевозчиком порядка осуществления международных автомобильных перевозок действие удостоверения допуска российского перевозчика может быть приостановлено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июня 2008 г. по делу N А65-1894/08

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан, г. Казань

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.04.2008 по делу N А65-1894/08

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Рэди“, г. Казань о признании незаконным приказа Управления государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан N 19-М от 30.01.2008,

установил:

решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.04.2008 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан (далее - Управление) обратилось с
кассационной жалобой, в которой просит его отменить.

По мнению заявителя жалобы, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы процессуального и материального права.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Правильность применения норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном статьями 274 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, считает судебный акт подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления Общества.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ “О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения“ (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 127-ФЗ) государственный контроль за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта, и его территориальные органы.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, таким органом является федеральная служба по надзору в сфере транспорта, осуществляющая свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно подпункту “б“ пункта 2 названного Постановления Правительства Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет, в том числе, специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта.

Положением
о службе предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль) (пункт 5.1.4), а также осуществляет в установленном порядке принятие решений о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок и выдачу удостоверений допуска к осуществлению таких перевозок (пункт 5.5.1).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ транспортный контроль включает в себя проверку транспортных средств, а также разрешений и других документов, предусмотренных международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения. Транспортный контроль проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 3 названного Федерального закона международные автомобильные перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов осуществляются в соответствии со специальными разрешениями, которые выдаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, и которыми могут предусматриваться обязанности перевозчиков выполнять перевозки таких грузов по заранее определенным маршрутам.

В случае превышения максимального веса транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства либо превышения его габарита продолжение движения транспортного средства допускается после устранения нарушения или получения специального разрешения федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.

Согласно статье 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ в случае неоднократных нарушений российским перевозчиком порядка осуществления международных автомобильных перевозок действие лицензии на перевозки грузов и пассажиров в международном автомобильном сообщении может быть на основании решения органа транспортного контроля и надзора приостановлено.

Выпуск транспортного средства, на котором совершено нарушение, предусмотренное настоящим Федеральным законом, осуществляется с территории Российской Федерации органом транспортного контроля и надзора только после предъявления водителем документа, подтверждающего оплату штрафа,
если жалоба или протест на постановление о наложении административного взыскания остались без удовлетворения (пункт 3 статьи 11).

Порядок предоставления российским перевозчикам специального разрешения на международные автомобильные перевозки - допуска к осуществлению указанных перевозок установлен Положением о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.01 N 730, в соответствии с пунктом 2 которого допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок производит Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, а также ее территориальные органы.

В подтверждение решения о допуске российского перевозчика к международным автомобильным перевозкам ему выдается удостоверение допуска, а также карточка допуска на каждое транспортное средство, на котором будут осуществляться международные автомобильные перевозки (пункт 6).

Согласно пункту 11 указанного Положения удостоверение является основанием для выдачи российскому перевозчику разрешения компетентного органа иностранного государства на проезд конкретных транспортных средств по территории этого иностранного государства, а также одним из обязательных документов для допуска к процедуре международной автомобильной перевозки в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 год).

В силу подпункта 1 пункта 16 Положения о допуске владелец удостоверения обязан соблюдать законодательство Российской Федерации, требования международных договоров Российской Федерации и настоящего Положения.

На основании пункта 20 Положения о допуске орган транспортного контроля и надзора при выявлении нарушений владельцем удостоверения требований законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации и настоящего Положения вправе выносить предупреждение, приостанавливать действие удостоверения на срок не более 6 месяцев, аннулировать удостоверение.

Согласно приложению N 3 к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 04.02.2005 N АН-54-фс “О составе территориальных органов Федеральной службы
по надзору в сфере транспорта“ Управление государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Как следует из материалов дела, в связи с неоднократными нарушениями Обществом порядка осуществления международных перевозок, Управлением издан приказ от 30.01.2008 N 19-М о приостановлении действия удостоверения о допуске к международным автомобильным перевозкам N МКГ-16-851371, выданного Обществу на основании приказа ТРО РТИ от 19.11.2004 N МКГ-1394, на три месяца, начиная с 25.01.2008.

Посчитав приказ Управления незаконным и нарушающим права и законные интересы в предпринимательской деятельности и не соответствующим действующему законодательству, Общество обратилось в арбитражный суд.

По мнению Общества, издание оспариваемого приказа возможно только в случае привлечения к административной ответственности самого Общества за нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере международных перевозок, а не водителей. Общество ни разу не привлекалось к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере международных перевозок. Обжалуемый приказ по форме и содержанию не соответствует требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку приостановление Управлением действия удостоверения о допуске к международным автомобильным перевозкам является административным наказанием и должно назначаться в соответствии с требованиями административного законодательства, то есть с составлением протокола об административном правонарушении и т.д.

Удовлетворяя заявленное Обществом требование, суд первой инстанции исходил из того, что Управлением не представлены доказательства нарушения юридическим лицом, требований законодательства, а лишь представлены материалы и информация УГАДН по Смоленской области в отношении физических лиц, водителей автотранспорта заявителя.

Суд кассационной инстанции находит данный вывод противоречащим представленным в материалы дела доказательствам, свидетельствующим о нарушении Обществом порядка перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов в международных автомобильных перевозках.

В частности, из
представленных доказательств следует, что 01.08.2007 и 31.08.2007 водителем Общества Бурак С.В. на 456 км автодороги федерального значения Смоленск при осуществлении международной перевозки на автотранспортном средстве с госномером Р777ВМ16, принадлежащем Обществу, допущено превышение нагрузки на ось транспортного средства. Факт нарушения подтверждается актами от 01.08.2007 N 516 и от 31.08.2007 N 555, протоколами об административном правонарушении от 01.08.2008 N 003730 и от 31.08.2007 N 4535, постановлением о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.25, части 1 статьи 12.21.1 (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 01.08.2007 N 003730 и от 31.08.2007 N 4535.

06.12.2007 водителями Общества Ивановым А.М. и Солдатовым И.А. на 456 км автодороги федерального значения Смоленск при осуществлении международных перевозок на автотранспортных средствах с госномерами Р687РР16 и Р427ЕР16, принадлежащих Обществу, допущены превышения нагрузки на ось транспортного средства, послужившие основанием для составления актов N 671 и N 672 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 06.12.2007 N 007949 и N 007948 и вынесения постановлений о привлечении названных физических лиц к административной ответственности от 06.12.2007 N 007949 и N 007948 соответственно.

Материалами дела подтверждается, что транспортные средства, которые допущены к международной перевозке грузов и на которых осуществлялась перевозка товаров, принадлежат обществу (используются им на основании договора лизинга).

Транспортными средствами управляли водители, являющиеся работниками общества, то есть фактически выступающие представителями общества при осуществлении международной перевозки. В предоставленных в материалы дела актах факт превышения
осевой массы автотранспортного средства предельно допустимых значений установлен. Водители лично присутствовали при перевесе транспортных средств и определении ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, составлении актов, в которых зафиксировано превышение допустимых нагрузок на оси. Акты о нарушении порядка перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов подписаны водителями, перевозившими груз. С участием водителей также составлены протоколы и вынесены постановления, которые ими также подписаны. Доказательства недостоверности сведений, изложенных в этих актах, не предоставлены. Постановления о привлечении к административной ответственности нарушителями не обжалованы, незаконными не признаны, в установленном законом порядке не отменены. Данное обстоятельство не отрицается Обществом.

Таким образом, факт совершения российским перевозчиком неоднократного нарушения порядка осуществления международных автомобильных перевозок, подтверждается совокупностью доказательств.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ в случае неоднократных нарушений российским перевозчиком порядка осуществления международных автомобильных перевозок действие удостоверения допуска российского перевозчика может быть приостановлено или указанное удостоверение может быть аннулировано в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах доводы Общества о том, что приказ Управления издан с нарушением действующего законодательства, является несостоятельным.

Кроме этого, из материалов дела следует, что Управление приказом от 25.03.2008 N 71-М возобновило с 25.03.2008 действие приказа ТРО РТИ от 19.11.2004 N МКГ-1394, приостановленного оспариваемым приказом, ввиду устранения нарушений, вызвавших приостановление.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права, решение суда от 10.04.2008 подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований Общества.

Судебные расходы распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации. Государственная пошлина, уплаченная Управлением за рассмотрение дела в суде первой инстанции и при подаче кассационной жалобы в сумме 3000 рублей, надлежит взысканию с общества в его пользу.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 110, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.04.2008 по делу N А65-1894/08 отменить.

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью “Рэди“, г. Казань о признании незаконным приказа Управления государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан от 30.01.2008 N 19-М, отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью “Рэди“, г. Казань в пользу Управления государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан 3000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и кассационной инстанции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поручить Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.