Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 05.06.2008 по делу N А55-15335/2007-43 Дело по заявлению о признании незаконными действий по отказу утверждения проекта границ земельного участка передано на новое рассмотрение, в ходе которого суду надлежит установить надлежащего ответчика по делу, исследовать обстоятельства дела и представленные доказательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июня 2008 г. по делу N А55-15335/2007-43

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, город Самара,

на решение от 10.01.2008 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-15335/077-43

по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, город Самара, к заместителю Главы городского округа Самара - главе администрации Железнодорожного района городского округа Самара, город Самара, Главе городского округа Самара, город Самара, Администрации городского округа Самара, город Самара, о признании незаконными действий,

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью “Общее дело“, город Самара,

установил:

Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской
области с заявлением о признании незаконными действий заместителя Главы городского округа Самара - главы администрации Железнодорожного района городского округа Самара, выразившиеся в отказе утверждения проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Партизанская/ул. Дзержинского, 13а, площадью 3,00 кв. м., под установку модульного павильона “Табак“ и обязать обеспечить изготовление и утвердить проект границ испрашиваемого земельного участка, либо предоставить мотивированное с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель заключение о невозможности его изготовления и утверждения.

Определением суда от 27.11.2007 к участию в деле в качестве ответчика привлечен Глава городского округа Самара.

Решением суда первой инстанции от 10.01.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.

В кассационной жалобе Министерство просит решение арбитражного суда отменить, мотивируя нарушением норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. При этом указывает, что отказ уполномоченного органа в утверждении проекта границ земельного участка должен быть мотивирован невозможностью его утверждения с учетом и в соответствии с градостроительной документацией, правилами землепользования и застройки, целевым назначением земель, чего ответчиком сделано не было.

Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, находит его подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью “Общее дело“ обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Партизанская/Дзержинского, 13а, площадью 3,00 кв. м., под установку модульного павильона “Табак“.

На обращение Министерства в
адрес Главы городского округа Самара 15.09.2006 об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО “Общее дело“, ответа получено не было.

На повторное обращение Министерства 02.03.2007 об изготовлении и утверждении проекта границ испрашиваемого земельного участка, глава администрации Железнодорожного района городского округа Самара письмом от 18.04.2007 N 01-14-39пр сообщил о невозможности утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка. Основанием для отказа в утверждении проекта границ послужило размещение на рассматриваемом земельном участке охранной зоны инженерных коммуникаций (тепловые и электрические сети).

Министерство 04.06.2007 направило в адрес главы администрации Железнодорожного района городского округа Самара письмо об уточнении, на каком расстоянии от соответствующих инженерных коммуникаций расположен испрашиваемый земельный участок и в соответствии с какими градостроительными нормами данное расположение является основанием для отказа в изготовлении и утверждении проекта границ заявленного земельного участка. На данное обращение глава администрации Железнодорожного района городского округа Самара письмом от 09.06.2007 сообщило, что изготовление и утверждение проекта границ земельного участка невозможно, ввиду того, что для этого необходимо выполнить корректуру топографической съемки и разработать разбивочный чертеж.

Полагая, что данные действия не соответствуют нормам действующего законодательства, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Глава администрации Железнодорожного района городского округа Самара путем направления в адрес заявителя писем с обоснованием отказа в изготовлении проекта границ спорного земельного участка исполнило свою обязанность о выдаче и направлении в адрес заявителя соответствующего мотивированного заключения.

Между тем ответы Главы администрации Железнодорожного района городского округа Самара нельзя расценивать как исполнение возложенной на Главу городского округа Самара обязанности по обеспечению изготовления и
утверждения проекта границ испрашиваемого земельного участка.

В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ утверждение проектов границ земельных участков осуществляется органами местного самоуправления.

Исходя из пункта 4 статьи 24 Устава городского округа Самара полномочия по утверждению проектов границ земельных участков относятся к компетенции Главы городского округа Самара.

Согласно статье 22 Устава городского округа Самара, заместитель Главы городского округа Самара - глава администрации района городского округа Самара не входит в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара.

Таким образом, исходя из норм Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Администрация Железнодорожного района городского округа Самара не вправе была принимать решения, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления.

Кроме того, несмотря на наличие распоряжения Главы администрации городского округа Самара на делегирование полномочий по рассмотрению заявок Министерства по утверждению проектов границ земельных участков площадью до 100 кв. м., предоставляемых для целей, не связанных со строительством, данный документ не предоставляет им права на подготовку отказов в утверждении проектов границ земельных участков.

Поскольку судом первой инстанции данные обстоятельства не были приняты во внимание, а также не учтено, что обращение Министерства об утверждении проекта границ испрашиваемого земельного участка оставлено Главой администрации городского округа Самара без рассмотрения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду надлежит установить надлежащего ответчика по делу, полно и всесторонне исследовать обстоятельства дела и представленные доказательства, дать оценку доводам, приведенным сторонами в обоснование своих позиций по спору.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение от 10.01.2008 Арбитражного суда Самарской
области по делу N А55-15335/07-43 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.