Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 22.05.2008 по делу N А57-20197/07-3 Поскольку в качестве сопроводительных документов на груз, следовавший по международному сообщению, прилагались паспорта качества и оснований для отцепки вагонов у ответчика не имелось, списание денежных средств - штрафа за задержку вагонов и платы за использование вагонов - произведено железной дорогой с нарушением закона и условий договора.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 мая 2008 г. по делу N А57-20197/07-3

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“, город Москва в лице филиала “Приволжская железная дорога“, город Саратов,

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.12.2007 по делу N А57-20197/07-3,

по иску общества с ограниченной ответственностью “Волгоградвнештранс“, город Волгоград к открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“, город Москва в лице филиала “Приволжская железная дорога“, город Саратов,

о взыскании 75 852 рублей 80 копеек,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Волгоградвнештранс“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ (далее
- железная дорога) с иском о взыскании 75 852 рублей, необоснованно списанных с лицевого счета плательщика в технологическом центре по обработке перевозочных документов (далее - ТехПД), 12 500 рублей расходов по уплате услуг представителя.

Иск основан на положениях статей 39; 62 Устава железнодорожного транспорта и договоре от 07.09.2006 N 213/06-2, заключенном между сторонами.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 03.09.2007, дело N А40-38007/07 передано на рассмотрение Арбитражного суда Саратовской области.

До принятия решения истец увеличил размер судебных издержек до 23 990 рублей 58 копеек.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.12.2007, иск удовлетворен.

Судебная инстанция исходила из того, что списание в январе 2007 года денежных средств (штрафа и платы за использование вагонов) произведено железной дорогой с нарушением закона и условий договора, поскольку в сопроводительных документах на груз имелись паспорта качества, задержка вагонов произошла по вине грузоотправителя.

В кассационной жалобе железной дороги, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебное решение предлагается отменить по мотиву неполной оценки всех обстоятельств дела, в частности не учтено, что обществом был нарушен порядок заполнения железнодорожной транспортной накладной.

Проверив обоснованность доводов содержащихся в жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Взаимоотношения между ОАО “Российские железные дороги“ и ООО “Волгоградвнештранс“ (заказчик) регулируются договором от 07.09.2006 N 213/06-2 по организации перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В ноябре 2006 года общество “Волгоградвнештранс“ в соответствии с железнодорожными накладными Э 413992; Э 413986; Э 413993; Э 413994; Э 413 985; Э 413984; Э 413983; Э 413982; Э 413 981; Э 413978; Э 413977; Э 413995; Э 413 979;
Э 413 980 с грузом кальций хлористый направлены 14 вагонов до станции назначения Актау-порт.

По заявке товарного кассира на станции Аксарайская-2 в период с 18.11.2006 по 19.11.2006 произведена отцепка вагонов по причине отсутствия паспортов качества на перевозимый груз, указанный в графе 23 железнодорожных транспортных накладных оформленных истцом.

Данные обстоятельства подтверждаются актами общей формы (ГУ - 23 ВУ) от 18.11.2006 N 12183; N 12184; N 12180; N 12182; N 12181; N 12185 и от 19.11.2006 N 12186; N 12191; N 12189; N 12192; N 12193; N 12188; N 12187; N 12190.

В соответствии накопительными ведомостями N 180102; N 180103 и N 230102 перевозчиком начислена плата за использование вагонов в сумме 15 166 рублей 31 копеек, штраф за задержку вагонов в размере 63 000 рублей, которые были списаны с лицевого счета общества “Волгоградвнештранс“, о чем последнему направлены соответствующие уведомления от 20.01.2007 N 287 и от 25.01.2007 N 389.

Выводы суда о том, что оснований для начисления железной дорогой платы и штрафа за задержку вагонов не имеется, основаны на материалах дела и действующем законодательстве.

Согласно пункту 1 статьи 47 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 предусмотренный в названной норме штраф подлежит взысканию с грузоотправителя только при нарушении им требований правил перевозки грузов железнодорожным транспортом, а также таможенных правил, касающихся перевозок груза, если такое нарушение повлекло за собой задержку таможенных или иными органами госконтроля вагонов.

Порядок оформления груза при международном сообщении регулируется статьей 7 Соглашения о международном железнодорожном сообщении (СМГС) в редакции от 01.04.2005.

Основанием для отцепки вагонов
железной дорогой в данном конкретном случае является факт отсутствия паспорта качества на перевозимый груз, указанный в графе 23 накладной оформленной истцом.

Между тем, как правильно установлено судом в качестве сопроводительных документов обществом были приложены паспорта качества на английском языке, оформленные в соответствии с требованиями международной торговли, которые соответствовали требованиям и содержали необходимую информацию, предусмотренную ГОСТ 450-77 “Кальций хлористый технический“.

Таким образом, приложенный сертификат качества ошибочно не признан железной дорогой в качестве паспорта, о котором и было указано в железнодорожных накладных на русском языке.

Данные обстоятельства были изложены и в письме ФГУ “Волгоградский центр стандартизации, метеорологии и сертификации“ от 01.02.2007 N 1020-172.

Железная дорога ошибочно не признала сертификат качества соответствующий ГОСТ 450-77 в качестве документа о качестве, в результате чего спорные вагоны были отцеплены без законных на то оснований.

Впоследствии без предоставления каких-либо дополнительных доказательств со стороны грузоотправителя, вагоны были направлены на станцию назначения (станция Актау-порт).

Пунктом 27 названного Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что если грузоотправитель считает, что перевозчик необоснованно использовать предварительно перечисленные ему суммы в качестве платы за услуги, оказанные перевозчиком, но не предусмотренные договором, в том числе и за ранее предоставленные перевозки, он вправе по-своему выбору предъявить к перевозчику требования о взыскании с перевозчика соответствующей суммы, необоснованно им удержанной либо обязании внести соответствующие изменения в записи на лицевом счете в ТехПД.

С учетом этого, истец, избрав правильный способ защиты своих нарушенных прав, правомерно потребовал возврата списанных средств (с соблюдением претензионного порядка) незаконно списанных железной дорогой с лицевого счета грузоотправителя.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 286; 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.12.2007 по делу N А57-20197/07-3 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.