Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 16.05.2008 по делу N А57-17039/2007-45 Отсутствие проекта организации санитарно-защитной зоны на автозаправочной станции является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 мая 2008 г. по делу N А57-17039/2007-45

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. город Балаково Саратовской области,

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.11.2007 по делу N А57-17039/2007-45,

по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. город Балаково Саратовской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, город Саратов о признании незаконным постановления N 502/05 от 08.08.2007 о привлечении к административной ответственности,

установил:

индивидуальный предприниматель Сухов В.П. обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области о признании незаконным и отмене его постановления от 08.08.2007 N 502/05 о привлечении к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).

Решением арбитражного суда от 20.11.2007 в удовлетворении заявления предпринимателю отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с судебным решением, предприниматель Сухов В.П. обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и отсутствие события вменяемого ему правонарушения.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, 30.07.2007 в ходе контрольно-надзорных мероприятий, проведенных ответчиком на основании распоряжения от 30.07.2007, выявлено осуществление индивидуальным предпринимателем Суховым В.П. на АЗС, расположенной по адресу город Балаково район МРЭО ГИБДД, при отсутствии проекта нормативов предельно допустимых выбросов, проекта организации и благоустройства санитарно-защитной зоны, о чем составлены акт N 1008 от 30.07.2007, протокол N 524 от 02.08.2007 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП Российской Федерации.

На основании материалов проверки главным государственным санитарным врачом в Балаковском районе Саратовской области принято оспариваемое постановление от 08.08.2007 N 502/05, которым предприниматель Сухова В.П. привлечен к административной ответственности по статье 6.3 КоАП Российской Федерации за нарушение положений Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, пункта 2.10 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий“. Административное наказание назначено предпринимателю в виде штрафа в сумме 500 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ИП Сухов В.П.
обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене, со ссылкой на отсутствие события административного правонарушения, поскольку АЗС не относится к категории промышленных предприятий, следовательно, требования о необходимости наличия проекта организации и благоустройства санитарно-защитной зоны и проекта нормативов предельно-допустимых выбросов на данную деятельность не распространяются.

Отказывая заявителю в удовлетворении его требований, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.

Статья 6.3 КоАП Российской Федерации предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации под предприятием, как объектом прав, признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации “Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций“ АЗС отнесены к промышленным предприятиям с опасными производственными объектами, на которых работники могут быть подвержены воздействию различных физических и химических опасных и вредных производственных факторов, основными из которых является токсичность нефтепродуктов и их паров.

Согласно пунктам 1.5.1, 1.5.2 указанных Правил эксплуатация нефтебаз, складов ГСМ, АЗС и ПАЗС не должно приводить к загрязнению окружающей среды (воздуха, водоемов и почвы) вредными веществами выше допустимых норм. К числу основных загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, относятся пары нефтепродуктов, а также дымовые газы котельных.

В силу статьи 11 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ (далее - Закон) на индивидуальных предпринимателей в соответствии с осуществляемой ими деятельностью возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический
надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Закона).

В соответствии со статьей 20 Закона атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздух в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.

Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица
в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предупреждению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного и временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

Под вредным (загрязняющим) веществом понимаются химическое или биологическое вещество либо смесь веществ, которые содержаться в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и на окружающую среду.

В Федеральном законе от 04.05.1999 N 96-ФЗ “Об охране атмосферного воздуха“ предусмотрены следующие способы негативного воздействия на атмосферный воздух:

- загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;

- вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха на здоровье человека и окружающую природную среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1992 N 545 утвержден Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сборов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов.

В соответствии с принятым Порядком проекты указанных нормативов разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями природопользователями с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений.

В силу части 1 санитарных правил СанПиН 2.1.6.1032091 “Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест“ настоящие санитарные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных
мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации.

Вероятно, имеется в виду пункт 4.2.3 Санитарных правил СанПиН 2.1.6.1032-01.

Соблюдение требований данных санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических Согласно пункту 4.2.1 Санитарных правил СанПиН 2.1.6.1032-01 проекты Нормативов Предельно допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их санитарных правил.

Проект нормативов предельно допустимых выбросов у ИП Сухова В.П. отсутствует.

В соответствии со статьей 12 Закона при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Вероятно, имеется в виду пункт 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Согласно пункту 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1200-03 санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарно-защитная зона утверждается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

В соответствии с пунктом 2.10 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом. В составе проекта организации, озеленения и благоустройства санитарно-защитных зон представляется документация в объеме, позволяющем дать оценку проектных решений о соответствии их санитарным нормам и правилам.

Материалами дела установлено, что в нарушение указанных требований проект организации санитарно-защитной зоны на АЗС у предпринимателя отсутствует, что последним не оспаривается. Поэтому он правомерно привлечен административным органом к административной ответственности. Нарушений процедуры привлечения судом
не установлено.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.11.2007 по делу N А57-17039/2007-45 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.