Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 14.05.2008 по делу N А06-5272/2007-21 Уплата заявителем суммы основной задолженности по страховым взносам, на которую начислены пени, не прекращает обязанности по уплате пеней. Функция по начислению пеней на несвоевременно уплаченные суммы страховых взносов законом возложена на налоговый орган.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 2008 г. по делу N А06-5272/2007-21

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Астраханьгазстрой“ (п. Аксарайский Красноярского района Астраханской области)

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 27.11.2007 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2008 по делу N А06-5272/2007-21

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Астраханьгазстрой“ (п. Аксарайский Красноярского района Астраханской области) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области (с. Красный Яр Красноярского района Астраханской области) о признании незаконными действия и бездействия налогового органа

при участии в судебном заседании 07.05.2008 (до объявления по инициативе суда
в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перерыва до 9 часов 00 минут 14.05.2008):

от заявителя - Д.Н.В. (по доверенности от 27.08.2007 N 2323),

от ответчика - Ф.И.А. (по доверенности от 15.01.2008 N 03-18/459),

установил:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью “Астраханьгазстрой“ (далее - ООО “Астраханьгазстрой“, заявитель, налогоплательщик) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Астраханской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 1 по Астраханской области, налоговый орган) о признании незаконными бездействия налогового органа, выразившегося в отказе корректировать данные о задолженности истца по налогам и сборам, действия налогового органа, выразившегося в выдаче справки “Состояние расчетов на 01.07.2007 г.“ от 09.07.2007 г. N 7039 с незаконно включенными в нее суммами задолженности; об обязании убрать с лицевого счета записи о начислении пеней по страховой части трудовой пенсии в сумме 980 404,86 руб., пеней по накопительной части трудовой пенсии в сумме 217 641,94 руб.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 27.11.2007 в удовлетворении требований ООО “Астраханьгазстрой“ отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2008 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налогоплательщик просит судебные акты отменить, указывая на неправильное применение норм материального права.

В отзыве налоговый орган просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

Выслушав представителей сторон, поддержавших свои позиции, проверив правильность применения судом первой инстанции при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции делает вывод об отсутствии оснований для отмены либо изменения вынесенных по делу судебных актов, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 09 июля
2007 года ООО “Астраханьгазстрой“ в Межрайонной ИФНС России N 1 по Астраханской области получена справка “Состояние расчетов по налогам и сборам“ N 7039 по состоянию на 01.07.2007 г.

В указанной справке значится недоимка по налогам и пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленное на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 980 404,86 руб. и на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 217 641,94 руб.

Налогоплательщик, полагая, что наличие данных о безнадежной задолженности в лицевой карточке нарушает его права и лишает возможности участвовать в тендере, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями. При этом заявитель считает, что налоговый орган не имеет полномочий на начисление соответствующих сумм пеней на страховые взносы, что им пропущен установленный срок на взыскание данных сумм, и потому они должны быть списаны в соответствии с положениями статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно статье 75 НК РФ за несвоевременную уплату налогов начисляются пени за каждый день просрочки.

На основании статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Пункт 3 статьи 44 НК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым прекращается обязанность по уплате налога и (или) сбора.

Указанную обязанность налогоплательщик должен исполнить
самостоятельно в силу статьи 45 НК РФ. Указанные правила применяются также в отношении пеней.

Таким образом, в рассматриваемом случае не имеется предусмотренных законом оснований для прекращения обязанности по уплате задолженности по пеням, безнадежной для взыскания в принудительном порядке. Уплата заявителем сумм основной задолженности по страховым взносам, на которую начислены пени, обязанности по уплате пеней не прекращает.

Требования налогоплательщика фактически имеют целью списание задолженности по пеням, начисленным на суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Однако, как правильно указал суд апелляционной инстанции, законных оснований для списания указанной задолженности у налогового органа не имеется.

Списание безнадежной к взысканию недоимки в соответствии с положениями статьи 59 НК РФ является многоступенчатым процессом и влечет прекращение обязанности налогоплательщика по уплате соответствующего налога и сбора, взыскание которого невозможно в силу причин экономического, социального или юридического характера. Данный процесс завершается принятием соответствующего акта полномочным государственным органом. Действующим законодательством не предусмотрено принятие такого акта арбитражным судом.

В силу статьи 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

Правительством Российской Федерации - по федеральным налогам и сборам; исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями - по региональным и местным налогам.

В исполнение статьи 59 НК РФ принято Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 г. N 100 “О порядке признания безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам“, согласно которому признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по
пеням по федеральным налогам и сборам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано решить вопросы о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам применительно к порядку, определенному вышеуказанным Постановлением.

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.

Таким образом, налоговые органы не могут произвольно признавать долги по налогам, сборам и пени нереальными к взысканию и исключать из лицевого счета налогоплательщика соответствующие суммы без имеющихся на то правовых оснований.

Судами сделан правильный вывод, что невыполнение органом Пенсионного фонда Российской Федерации своих функций по взысканию сумм пеней не является основанием для прекращения обязанности заявителя по уплате сумм пеней. Тот факт, что пенсионным органом пропущен срок на взыскание указанных сумм, не означает, что данные суммы начислены и отражены на лицевом счете незаконно, и не влечет обязанность налогового органа по списанию пеней с карточки лицевого счета заявителя.

Следовательно, в рассматриваемом случае налоговый орган в пределах своих полномочий правомерно производит начисление пеней и отражает их в лицевых счетах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Сведения о суммах задолженности налогоплательщика по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие задолженности, налоговые органы передают соответствующему территориальному органу
Пенсионного фонда Российской Федерации в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности, так как, согласно пунктам 3 и 4 статьи 25 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Из анализа названных норм следует, что функция по начислению пеней на несвоевременно уплаченные суммы страховых взносов законом возложена на налоговый орган.

Обоснованна позиция судов, что в данном случае права и законные интересы заявителя не нарушены. Доказательств обратного в нарушение статьи 65 АПК РФ налогоплательщиком не представлено. Утверждение, что на основании выданной налоговым органом справки будет отказано в получении кредитов, носит предположительный характер.

Принудительных мер по взысканию спорных сумм налоговым или пенсионным органами не предпринималось.

Лицевой счет, который ведется налоговым органом, является формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение ведомственных документов. Отражение (неотражение) в лицевом счете налоговых платежей не ущемляет прав налогоплательщика. Указанная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2005 N 16507/04. Согласно данному постановлению лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов, то есть в порядке, не регламентированном налоговым законодательством.

Следовательно, как правильно указали судебные инстанции, лицевой счет - это внутриведомственная учетная система налоговых платежей, которая сама по себе не возлагает каких-либо обязанностей на налогоплательщика, и не содержит необходимых данных для проверки обоснованности начисления пеней в размере, указанном налоговым органом.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области
от 27.11.2007 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2008 по делу N А06-5272/2007-21 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.