Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 07.05.2008 по делу N А12-17237/07-С45 Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, освобождены от ведения бухгалтерского учета и ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ, следовательно, в обязанности заявителя не входит ведение кассы, отражение выручки в кассовой книге, оформление приходных и расходных ордеров и в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 мая 2008 г. по делу N А12-17237/07-С45

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому Волгоградской области

на решение от 23.11.2007 Арбитражного суда Волгоградской области и постановление от 23.01.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А12-17237/07-С45

по заявлению индивидуального предпринимателя - Ф.И.О. город Волжский Волгоградской области к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому Волгоградской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении

установил:

индивидуальный предприниматель - Рябов Юрий Васильевич обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 006247 от
24.10.2007 Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому Волгоградской области о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Решением от 23.11.2007 Арбитражного суда Волгоградской области заявленные требования удовлетворены.

Постановлением от 23.01.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменений.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, инспекция обратилась с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как видно из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому проведена проверка Индивидуального предпринимателя Рябова по вопросу полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) за период с 01.08.2007 по 12.10.2007.

В ходе проверки установлено неоприходование денежных средств, полученных с применением ККТ за проверяемый период в сумме 7321298,28 рублей, в том числе за период с 01.08.2007 по 31.08.2007 - 3465470,62 рублей, с 01.09.2007 по 30.09.2007 - 2691550,4 рублей, с 01.10.2007 по 12.10.2007 - 1164277,26 рублей, кассовая книга, приходные (расходные) кассовые ордера за проверяемый период не оформлялись, что является нарушением требований “Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации“, утв. решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 года N 40.

По результатам проверки Инспекцией Федеральной налоговой службы России по городу Волжскому 17.10.2007 составлен протокол об административном правонарушении N 006247 и вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 006247 от 24.10.2007 о привлечении Индивидуального
предпринимателя - Рябова Ю.В. к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 4000 рублей.

Считая, что привлечение его к административной ответственности по статьи 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации незаконно, предприниматель обратился в арбитражный суд с обжалованием постановления N 006247 от 24.10.2007.

При рассмотрении дела обе инстанции пришли к единому мнению об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения.

Вероятно, имеется в виду глава 15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Глава 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации регулирует административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.

Согласно статье 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдения порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопления в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей, на юридических лиц от 40000 до 50000 рублей.

Исходя из общих положений Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 года N 40 (далее - Порядок), данный нормативный документ распространяется на предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.

Как указано судом, Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18 августа 1998 года N 88 утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся: приходный кассовый ордер; расходный кассовый ордер; журнал регистрации приходных и расходных кассовых
документов; кассовая книга; книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

Согласно данному Постановлению указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц, что также согласуется с Письмом Центрального банка Российской Федерации от 4 октября 1993 года N 18, где указано, что данный Порядок должны соблюдать предприятия, учреждения и организации.

Таким образом, из данных документов прямо не следует, что на индивидуальных предпринимателей распространяются положения Порядка ведения кассовых операций.

Правовое регулирование деятельности индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“, согласно которому граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, освобождены от ведения бухгалтерского учета и ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

При сложившихся обстоятельствах судом сделан правильный вывод, что в обязанности Индивидуального предпринимателя - Рябова Ю.В. не входит ведение кассы, отражение выручки в кассовой книге, оформление приходных и расходных ордеров, вследствие чего в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение от 23.11.2007 Арбитражного суда Волгоградской области и постановление от 23.01.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А12-17237/07-С45 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.