Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 30.04.2008 по делу N А55-16907/07 Установив, что договор купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий заявителю на праве собственности, от имени Российской Федерации был заключен уполномоченным органом, суд признал отказ в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок незаконным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2008 г. по делу N А55-16907/07

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области,

на решение от 14.01.08 Арбитражного Самарской области по делу N А55-16907/07,

по исковому заявлению открытого акционерного общества “Юго-ЗападТранснефтепродукт“, г. Самара, к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, третьи лица - Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации “Российский фонд федерального имущества“, г. Самара, ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, о признании незаконным отказа в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок,

установил:

открытое акционерное общество
“Юго-ЗападТранснефтепродукт“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 1 140 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Льва Толстого, 75, N 01/230/2007-778 от 22.10.2007, а также об обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - произвести государственную регистрацию перехода права собственности на вышеназванный объект недвижимого имущества.

Решением от 14.01.2008 исковые требования удовлетворены.

В апелляционном порядке законность принятого судебного акта не проверялась.

В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, Управление Федеральной регистрационной службы Российской Федерации по Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Заявитель указывает на нарушение судом норм материального права, поскольку спорный земельный участок находится в государственной собственности, поэтому правомочие распоряжаться таким земельным участком до разграничения государственной собственности принадлежит органу местного самоуправления. Кроме того, суд не применил нормы Закона о регистрации, касающиеся проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов.

В представленном отзыве СГУ при Правительстве Российской Федерации “Российский фонд федерального имущества“ предлагается судебный акт оставить без изменения.

В отзыве ОАО “Юго-ЗападТранснефтепродукт“ просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

В судебном заседании кассационной инстанции представители истца просили судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Иные лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованного судебного акта, судебная
коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области от 29.12.2006 года N 660-р предоставлено в собственность открытого акционерного общества “Юго-ЗападТранснефтепродукт“ земельный участок площадью 1140 кв. м. с кадастровым номером 63:01:08 20 002:0552, расположенный по адресу Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Льва Толстого, дом 75, на котором расположено административное здание, принадлежащее истцу на праве собственности. Вторым пунктом данного распоряжения Российскому фонду федерального имущества было поручено заключить договор купли-продажи данного земельного участка.

На основании вышеуказанного решения Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации “Российский фонд федерального имущества“, заключило с заявителем договор N 221-06-660-р/255 от 09.04.2007 купли-продажи вышеназванного земельного участка.

Денежные средства в сумме 675381,60 рублей заявителем уплачены по платежному поручению N 7212 от 18.05.2007.

Стороны договора обратились в Управление Федеральной регистрационной службы Самарской области за регистрацией перехода права собственности на данный земельный участок.

Сообщением N 01/230/2007-778 от 22.10.2007 Управление Федеральной регистрационной службы Самарской области отказало в регистрации перехода права собственности на земельный участок, ссылаясь на то, что Территориальное управление было не праве принимать решение о приватизации спорного земельного участка, и, следовательно, Российский фонд федерального имущества является органом, неуполномоченным распоряжаться данным земельным участком.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

На момент заключения договора купли-продажи N 221-06-660-р/255 от 09.04.2007 Российская Федерация являлась полноправным собственником вышеуказанных земельных участков. Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в ее собственности.

Вероятно, вместо Постановления Правительства РФ от 27.10.2004 N 691
имеется в виду Постановление Правительства РФ от 27.11.2004 N 691.

Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.10.2004 N 691, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

В соответствии с п. 5.37 вышеуказанного Положения Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами.

Судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что договор купли-продажи N 221-06-660-р/255 от 09.04.2007 находящегося в федеральной собственности земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества - нежилое здание (административное), принадлежащий заявителю на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 31.03.2000 серии 63 N 0347754) от имени Российской Федерации заключен уполномоченным органом.

Государственная собственность на землю не является обезличенной, а имеет конкретный субъект права - Российскую Федерацию или субъект Российской Федерации.

Указание в государственном реестре прав субъекта права государственной собственности Российской Федерации является доказательством наличия федеральной собственности на данный земельный участок.

Кроме того, как указано в обжалуемом отказе, государственная регистрация прав собственности Российской Федерации была произведена 02.06.2000, то есть до введения в действие Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, который вступил в силу с 21.10.2001 и ФЗ от 17.07.2001 N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю“ (вступил в силу 21.01.2002).

Таким образом, до установления порядка распоряжения землями вышеуказанным законами, у Российской Федерации уже существовало зарегистрированное право собственности на указанный
земельный участок.

Учитывая вышеизложенное, обжалуемый отказ УФРС по Самарской области противоречит требованиям ст. 18 и ст. 20 Федерального закона от 21.06.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Обжалуемый отказ УФРС по Самарской области нарушает права и законные интересы заявителя так как препятствует приобретению им права собственника на земельный участок площадью 1140 кв. м. с кадастровым номером 63:01:08:20 002:0552, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Л.Толстого, д. 75.

Судом первой инстанции дана оценка всем доводам, приведенным ответчиком по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе.

Поскольку при принятии обжалуемого судебного акта нормы процессуального права не нарушены и нормы материального права применены правильно, судебный акт законный и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение от 14.01.08 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-16907/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.