Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 29.04.2008 по делу N А55-9555/07-38 Исковые требования о взыскании задолженности за предоставленные коммунальные услуги удовлетворены правомерно, поскольку обязанность мэрии городского округа как уполномоченного в данной сфере органа исполнительной власти муниципального образования по выделению денежных средств на оплату коммунальных услуг прямо установлена Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1372.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2008 г. по делу N А55-9555/07-38

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская область,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.11.07 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.08 по делу N А55-9555/07-38

по иску Военного комиссариата Комсомольского и Центрального районов города Тольятти, Самарская область, к Мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская область,

о взыскании 691 992 руб. 75 коп.

установил:

в Арбитражный суд Самарской области обратился Военный комиссариат Комсомольского и Центрального районов города Тольятти Самарской области (далее - истец) с исковым требованием к Мэрии городского округа Тольятти
(далее - ответчик) о взыскании 691 992 руб. 75 коп., составляющих задолженность за предоставленные в 2003 - 2004 годах Военным комиссариатам Комсомольского и Центрального районов города Тольятти коммунальные услуги:

- за тепло - 492 665 руб. 20 коп.;

- за электроэнергию - 126 192 руб. 60 коп.;

- за воду и водоотведение - 73 134 руб. 95 коп.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил требования, а именно: в соответствии со статьями 58, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 27, 34, 167 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 20 раздела 4 Указа Президента Российской Федерации N 1372 взыскать с ответчика в пользу истца 691 992 рублей 75 коп. на оплату задолженности за предоставленные в 2003 - 2004 годах Военным комиссариатам Комсомольского и Центрального районов города Тольятти Самарской области коммунальные услуги:

- за тепло - 492 665 руб. 20 коп.

- за электроэнергию - 126 192 руб. 60 коп.

- за воду и водоотведение - 73 134 руб. 95 коп.

Уточнение арбитражным судом принято.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.11.07 исковые требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.08 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Ответчик, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, просит в кассационной жалобе их отменить, как не соответствующие нормам материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела, и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в иске.

В отзывах на кассационную жалобу истец доводы жалобы не признает, решение суда первой и постановление апелляционной инстанций считает законными и обоснованными.

Военный комиссариат Комсомольского
и Центрального районов города Тольятти Самарской области надлежащим образом извещен, представителя в суд кассационной инстанции не направил, процессуальных препятствий для рассмотрения кассационной жалобы не имеется.

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы изложенные в кассационной жалобе.

Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит подлежащими отмене решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, исходя из нижеследующего.

Как установлено судом и видно из материалов дела, Военный комиссариат Комсомольского и Центрального районов города Тольятти Самарской области образован в связи с реорганизацией Военных комиссариатов Комсомольского и Центрального районов города Тольятти путем присоединения Военного комиссариата Комсомольского района города Тольятти к Военному комиссариату Центрального района города Тольятти, что подтверждается письмом военного комиссариата Самарской области от 12.05.06 N 1026 “О проведении организационно-штатных мероприятий в военных комиссариатах Самарской области“, свидетельства налогового органа о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона “Об обороне“ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции организуют и обеспечивают исполнение законодательства в области обороны, а также обеспечивают потребность Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах по их заказам в порядке, установленном законодательством в области обороны.

Согласно пункту 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1372, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации
в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных округах и равных им административных образованиях и входят в состав военных округов (флота), на территории которых находятся.

В пунктах 18 - 20 вышеприведенного положения предусмотрено, что материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения военных комиссариатов осуществляются Министерством обороны Российской Федерации, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает военные комиссариаты вооружением, боеприпасами, военной техникой, горюче-смазывающими материалами, другими видами довольствия, материальными средствами через соответствующие довольствующие органы военного округа (флота) по месту нахождения в объеме штатно-табельной потребности; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют текущий и капитальный ремонт зданий и помещений, выделенных военным комиссариатам, а также оплачивают коммунальные услуги.

Таким образом, в Положении о военных комиссариатах конкретно определены обязанности Министерства обороны Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части материального, технического, финансового и других видов обеспечения военных комиссариатов.

Однако, в 2003 - 2004 годах порядок согласования распределения и закрепления расходов совместно финансируемых из разных бюджетов не был законодательно определен.

Между тем, в соответствии с толкованием пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, данным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О, пункт 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как вытекает из его содержания, направлен на упорядочение бюджетного процесса и должен истолковываться как обязывающий органы законодательной (представительной) власти учитывать расходы предоставляющих льготы организаций при формировании и принятии федерального, региональных и местных бюджетов.

В соответствии
со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Наличие задолженности у Мэрии города Тольятти перед Военным комиссариатом Комсомольского и Центрального районов города Тольятти обязательств по оплате задолженности по коммунальным платежам за 2003 - 2004 годы подтверждается представленными истцом в материалы дела счетами-фактурами, предъявленными к нему органами коммунального хозяйства города Тольятти, а также ОАО “Самараэнерго“, в том числе: по электроэнергии - МУП “Производственное объединение коммунального хозяйства г. Тольятти“; по воде - МУП “Производственное объединение коммунального хозяйства г. Тольятти“; по канализации - МУП “Производственное объединение коммунального хозяйства г. Тольятти“; по тепловой энергии - МУП “Производственное объединение коммунального хозяйства г. Тольятти“; счетами-фактурами, предъявленными ОАО “Самараэнерго“ за теплоэнергию в горячей воде (хим. очищенная вода); платежными поручениями на общую сумму 242 404 руб. 06 коп.; решениями Арбитражного суда Самарской области.

Статья 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что получатель бюджетных средств - бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Военным комиссариатам Комсомольского и Центрального районов, согласно постановлению Тольяттинской городской думы Самарской области от 23.06.04 N 1151 “Об отчете Мэрии города по исполнению бюджета города Тольятти за 2003 год“ было выделено 809 тыс. руб. на 2003 год. Отчетами комиссариатов об исполнении сметы доходов и
расходов по бюджетным средствам подтверждается, что денежные средства были перечислены комиссариатам. Переписка между истцом и ответчиком, а также сметы расходов военных комиссариатов на 2003 и 2004 годы свидетельствует о том, что выделенные денежные средства недостаточны для обеспечения военных комиссариатов.

Обязанность Мэрии города Тольятти как уполномоченного в данной сфере орган исполнительной власти муниципального образования по выделению денежных средств на оплату коммунальных услуг прямо установлена Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1372.

В связи с вышеизложенным является правомерным вывод судебных инстанций о наличии у Мэрии города Тольятти перед Военным комиссариатом Комсомольского и Центрального районов города Тольятти обязательств по оплате задолженности по коммунальным платежам за 2003 - 2004 годы.

При таких обстоятельствах арбитражный суд с учетом положений статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации обоснованно взыскал с Мэрии городского округа Тольятти за счет муниципальной казны в пользу Военного комиссариата Комсомольского и Центрального районов городского округа Тольятти задолженность по оплате коммунальных услуг за 2003 - 2004 годы в размере 691 992 руб. 75 коп.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, приводились ответчиком в апелляционной жалобе. Арбитражным судом апелляционной инстанции этим доводам дана надлежащая правовая оценка. То есть, кассационная жалоба направлена на переоценку сделанных апелляционной инстанцией выводов, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены либо изменения судебных актов, из кассационной жалобы не усматривается.

При таких обстоятельствах, при правильном применении судом норм материального и процессуального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств
дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 02.11.07 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.08 по делу N А55-9555/07-38 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу с момента принятия.