Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 22.04.2008 по делу N А65-29020/2007 Увеличение ставки налога на игорный бизнес изменяет налоговые обязательства и ухудшает положение налогоплательщика, увеличивая сумму налога, которую он обязан уплатить в бюджет. Поскольку в спорный период не истекло четыре года деятельности налогоплательщика с даты регистрации в качестве предпринимателя, он правомерно при исчислении налога на игорный бизнес применял ставку налога, действующую на дату его регистрации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 апреля 2008 г. по делу N А65-29020/2007

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан, город Бугульма, на решение от 24.12.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-29020/07

по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. город Лениногорск Республики Татарстан, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан, город Бугульма, о признании незаконным решения N 13-13/907, от 03.09.2007,

установил:

индивидуальный предприниматель Ломоносов Владимир Александрович, город Лениногорск, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике
Татарстан, далее - (ответчик), о признании незаконным решения N 13-13/907 от 03.09.2007.

Решением от 24.12.2007 Арбитражного суда Республики Татарстан заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение N 13-13/907 от 03.09.2007.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, налоговый орган обратился в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просит об отмене решения арбитражного суда.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ответчиком была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за октябрь 2005 г., представленной предпринимателем 02.05.2007 г.

По окончании проверки налоговым органом был составлен акт N 13-13/907 от 21.06.2007 г. и принято решение от 03.09.2007 г. N 13-13/907 об отказе в привлечении к налоговой ответственности. Указанным решением предпринимателю доначислен налог на игорный бизнес в размере 15 000 руб. Решение инспекции мотивировано тем, что предприниматель неправомерно применил налоговую ставку в размере 1 500 руб. за один игровой автомат, при действующем в отчетном периоде налоговой ставки в размере 4 500 руб. (Закон Республики Татарстан N 40-ЗРТ от 23.09.2003 г. “О ставках налога на игорный бизнес в Республике Татарстан“).

Признавая данное решение недействительным, суд обоснованно исходил из следующего.

Глава 29 “Налог на игорный бизнес“ части второй Налогового кодекса РФ введена с 1 января 2004 года Федеральным законом от 27.12.02 N 182-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах“.

Согласно статье 365 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие
предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 366 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения являются игровой стол, касса тотализаторов, касса букмекерской конторы, в том числе и игровые автоматы.

Пункт 1 статьи 369 Налогового кодекса РФ предусматривает установление налоговых ставок по налогу на игорный бизнес законами субъектов Российской Федерации в пределах от 1500 до 7500 рублей за один игровой автомат.

В соответствии с пунктом 1 статьи 370 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения; налоговые ставки вводятся законами субъектов Российской Федерации (статья 369 Кодекса).

Из материалов дела следует, что Ломоносов В.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 03.07.2003 г. и осуществляет деятельность по организации азартных игр с декабря 2003 г., что подтверждается выпиской из ЕГРИП, расчетом по налогу на игорный бизнес за декабрь 2003 г., свидетельством о регистрации объектов игорного бизнеса от 04.12.2003 г., от 22.12.2003 г. и справкой налоговой органа.

На дату регистрации в качестве субъекта малого предпринимательства (03.07.2003 г.) в Республике Татарстан действовал Закон Республики Татарстан N 2192 от 27.05.1999 г. (в редакции от 28.06.2001 г. N 950). “О ставках налога на игорный бизнес в Республике Татарстан“, согласно которому ставка налога на игорный бизнес за один игровой автомат составляла 15 минимальных размеров оплаты труда, т.е. 1 500 руб., а с 01.04.2004 г. по 31.12.2005 г. - 4 500 руб., с 01.01.2006 г. - 7 500 руб.

Абзацем вторым части 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ предусмотрено, что в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные
условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться, в том числе в увеличении ставки налога (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.06.2003 N 277-О).

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.99 N 111-О ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования, на основании абзаца второго части 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ.

В Постановлении от 19.06.03 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации также обратил внимание на то, что норма абзаца второго части 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ направлена на регулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение указанного периода стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.

Поскольку ставка налога является одним из элементов налогообложения и ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности налогоплательщика ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности суд пришел к правильному к выводу, что заявитель имеет право уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей в момент
его государственной регистрации.

Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.

Следовательно, новая норма налогового законодательства не подлежит применению на основании абзаца второго части первой статьи 9 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8617/05 от 24.01.2006, N 13381/06 от 10.04.2007 г., N 3597/07 от 17.07.2007 г.).

Между тем, 4 года с даты регистрации Ломоносова В.А. в качестве индивидуального предпринимателя истекли только в июле 2007 г., а увеличение ставки налога на игорный бизнес изменяет налоговые обязательства предпринимателя и ухудшает его положение, увеличивая сумму налога, которую он обязан уплатить в бюджет. Следовательно, предприниматель вправе применять ставку налога на игорный бизнес, действующую на дату его регистрации, то есть в размере 1 500 рублей за один игровой автомат.

Доводы ответчика о том, что действия абзаца второго части 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ распространяются только на те объекты налогообложения, которые были зарегистрированы за налогоплательщиком на момент начала его деятельности судом обоснованно отклонены.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в тексте постановления Президиума ВАС РФ N 3597/07 от 17.07.2007 г., положения абзаца второго части 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ гарантируют субъектам малого предпринимательства стабильность режима налогообложения в течение первых четырех лет их деятельности с момента государственной регистрации, а не с момента получения права на занятие конкретным видом деятельности.

В данном
случае предприниматель обоснованно в уточненных декларациях исчислил налог на игорный бизнес по ставке, действовавшей на момент его государственной регистрации в размере 1500 руб.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.12.2007 по делу N А65-29020/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.