Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 04.04.2008 по делу N А65-25405/07-СА1-19 Администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 апреля 2008 г. по делу N А65-25405/07-СА1-19

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - управление Пенсионного фонда РФ в г. Набережные Челны

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.01.2008 по делу N А65-25405/07-СА1-19

по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. проживающей по адресу: 423820, г. Набережные Челны Республики Татарстан, бульвар Бердаха, д. 4, кв. 101 (далее - заявитель) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны (далее - ответчик) о признании незаконными действий и обязании вернуть излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 2400 рублей, уплаченные за
2002 - 2005 годы,

третье лицо: государственное учреждение - управление Пенсионного фонда РФ в г. Набережные Челны (далее - третье лицо),

установил:

как следует из материалов дела, после принятия Постановления Правительства РФ от 26.09.2005 N 582 “Об утверждении Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере“ заявитель 29.11.2006 обратился к ответчику с заявлением о возврате переплаты страховых взносов на накопительную часть пенсии в сумме 2400 рублей, уплаченных за 2002 - 2005 годы, сославшись, в частности, на то, что будучи 1949 года рождения, заявитель по возрастной категории не должна оплачивать накопительную часть трудовой пенсии. Однако ответчик в письме N 10-20/414/41443 от 13.12.2006 оставил заявленные требования без удовлетворения, указав на то, что в действующем законодательстве отсутствуют правовые основания для проведения возвратов (зачетов) излишне уплаченных страховых взносов.

Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с требованиями о признании действий ответчика по отказу в возврате излишне уплаченных страховых взносов относительно накопительной части трудовой пенсии за 2002 - 2005 годы в сумме 2400 рублей незаконными и обязании последнего возвратить указанную сумму страховых взносов заявителю.

В ходе судебного разбирательства в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, было привлечено государственное учреждение - управление Пенсионного фонда РФ в г. Набережные Челны (далее - третье лицо).

Решением от 10.01.2008 Арбитражного суда Республики Татарстан требования заявителя удовлетворены в полном объеме за счет ответчика со ссылкой, в том числе, на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О.

В апелляционном порядке решение
суда не пересматривалось.

В кассационной жалобе третье лицо с решением суда не согласилось, просило его отменить, направив дело на новое рассмотрение, сославшись, в частности, на недопустимость придания Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О и Постановлению Правительства РФ от 26.09.2005 N 582 обратной силы.

Ответчик с кассационной жалобой по данному делу не обращался.

Отзыв на кассационную жалобу заявитель суду не представил.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика поддержала позицию третьего лица, изложенную в кассационной жалобе последнего, но не смогла пояснить причины, по которым принятый по делу судебный акт не был обжалован самим ответчиком.

Заявитель и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в кассационной инстанции, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Правильность применения Арбитражным судом Республики Татарстан при разрешении настоящего спора норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделан вывод об отсутствии оснований для отмены либо изменения вынесенного по делу решения, исходя из следующего.

Как видно из имеющихся в деле документов, с кассационной жалобой обратилось третье лицо, чьи права и законные интересы обжалованный им судебный акт никак не затронул.

Причем, данный вывод подтверждается положениями статьи 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“, в соответствии с которыми принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей осуществляется администраторами поступлений в бюджеты РФ.

В соответствии с пунктом 30 “Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ“, утвержденного Приказом Минфина РФ от 16.12.2004 N 116н
взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 г. N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Ответчик же, чьи действия были признаны незаконными и который был обязан состоявшимся по делу судебным актом возвратить заявителю излишне уплаченные страховые взносы, с кассационной жалобой по делу не обращался.

При указанных обстоятельствах кассационная жалоба третьего лица по делу удовлетворена быть не может.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.01.2008 по делу N А65-25405/07-СА1-19 - оставить без изменений, кассационную жалобу государственного учреждения - управление Пенсионного фонда РФ в г. Набережные Челны - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его
принятия.