Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 26.03.2008 по делу N А12-5163/07-С24 Поскольку администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является федеральная налоговая служба, отказ налогового органа произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов является незаконным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2008 г. по делу N А12-5163/07-С24

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району города Волгограда

на решение от 31.05.2007 Арбитражного суда Волгоградской области и постановление от 11.01.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А12-5163/07-С24

по заявлению Индивидуального предпринимателя Ф.И.О. город Волгоград к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району города Волгограда, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Волгоградской области город Волгоград об обязании возвратить 1950 рублей, о взыскании 813 рублей

установил:

Индивидуальный предприниматель - Ф.И.О. обратилась с
заявлением в Арбитражный суд Волгоградской области к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району города Волгограда и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Волгоградской области об обязании возвратить 1950 рублей, о взыскании индексации за незаконно востребованные платежи использование их в размере 813 рублей.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 31 мая 2007 года заявленные требования удовлетворены частично: суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 10 по Волгоградской области возвратить Индивидуальному предпринимателю - Ф.И.О. 1950 рублей. В иске о взыскании индексации отказал. В иске к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району города Волгограда отказал.

Постановлением от 11.01.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, решение Арбитражного суда Волгоградской области оставлено без изменений.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами в части удовлетворенных исковых требований, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району города Волгограда обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит в удовлетворенной части решение суда и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда отменить.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как видно из материалов дела, Индивидуальный предприниматель - Ф.И.О. 1939 года рождения уплачивала страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2002, 2003 и 2004 годы в полном объеме. За указанный период ей были уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в сумме 1950 рублей.

06
сентября 2005 года Индивидуальный предприниматель - Ф.И.О. обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 10 по Волгоградской области с заявлением о возврате, в том числе и 1950 рублей уплаченных страховых взносов в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Письмом N 08 от 12.10.2005 заявление оставлено без исполнения на том основании, что все операции, связанные с управлением средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации могут быть осуществлены исключительно органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Считая, что отказ нарушает ее законные права, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов.

Индивидуальный предприниматель - Ф.И.О. является страхователем по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

Согласно статье 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа, минимальный размер которого составляет 150 рублей в месяц, из которых 100 рублей направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Удовлетворяя заявленные требования в части обязания налоговой инспекции возвратить предпринимателю 1950 рублей, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Попова Л.П., 1939 года рождения, не обязана уплачивать страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

В Определении N 164-О Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 года указано, что нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, по их конституционно-правовому
смыслу, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, в системе действующего нормативно-правового регулирования не предполагают возложение на индивидуальных предпринимателей 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше) обязанности уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Таким образом, в 2002 - 2004 годах индивидуальные предприниматели - женщины 1956 года рождения и старше должны уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа, направляемого на финансирование только страховой части трудовой пенсии.

Судом правильно отмечено, что обязанность возвратить излишне уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации возложена на налоговую инспекцию.

В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам в срок не более трех рабочих дней со дня
их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

На основании вышеизложенного, суд правильно обязал налоговую инспекцию возвратить Индивидуальному предпринимателю - Поповой Л.П. 1950 рублей.

При сложившихся обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 110, частью 2 статьи 319, статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение от 31.05.2007 Арбитражного суда Волгоградской области и постановление от 11.01.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А12-5163/07-С24 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому
району города Волгограда в доход федерального бюджета, государственную пошлину за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции в размере 1000 рублей.

Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.