Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 25.03.2008 по делу N А12-13698/07-С29 Увеличение ставки налога на игорный бизнес изменяет налоговые обязательства и ухудшает положение налогоплательщика, увеличивая сумму налога, которую он обязан уплатить в бюджет. Поскольку в спорный период не истекло четыре года деятельности налогоплательщика с даты регистрации в качестве предпринимателя, он правомерно при исчислении налога на игорный бизнес применял ставку налога, действующую на дату его регистрации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 марта 2008 г. по делу N А12-13698/07-С29

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области

на решение от 01.11.2007 по делу N А12-13698/07-с29 Арбитражного суда Волгоградской области

по заявлению предпринимателя Лиманского А.И. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области о признании недействительным решения

установил:

индивидуальный предприниматель Лиманский А.И. обратился с заявлением в Арбитражный суд Волгоградской области о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области от 04.06.2007 N 14-07/2/2491/152 о начислении налога на игорный бизнес за апрель 2005
года в сумме 145122 рублей.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.11.2007 заявление удовлетворено.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ответчик просит отменить принятое по делу решение со ссылкой на нарушение норм материального права.

Правильность применения судом первой инстанции при рассмотрении дела норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделан вывод об отсутствии оснований для отмены либо изменения вынесенного по делу решения, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Лиманский А.И. на основании лицензии N 001256, выданной Государственным Комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту 25.04.2003 г., осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.

В соответствии с декларацией по налогу на игорный бизнес за апрель 2005 года сумма налога на игорный бизнес, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная по ставке 4500 рублей за один игровой автомат, составляет 193500 рублей.

17 февраля 2007 года Лиманский А.И. представил в межрайонную ИФНС России N 10 по Волгоградской области уточненную налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес за апрель 2005 года, в которой применил ставку налога 1125 рублей за один игровой автомат, в связи с чем сумма налога была уменьшена и составила 48378 рублей.

Налоговый орган посчитал применение ставки налога на игорный бизнес в размере 1125 рублей в апреле 2005 года неправомерным, в связи с чем 4 июня 2007 г. вынес оспариваемое решение.

В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ в
случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Суд правомерно отклонил довод налогового органа о том, что статья 9 Закона N 88-ФЗ не подлежит применению, поскольку утратила силу с 01.01.2005 г. на основании Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 г. N 11-П указанная выше норма Федерального закона направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов, и элементов налогового обязательства по каждому из них.

Таким образом, данное обстоятельство (утрата ст. 9 Закона N 88-ФЗ силы) не повлияло на право субъекта малого предпринимательства, возникшее до отмены названной нормы, использовать предоставленные ему гарантии до истечения четырехлетнего срока с момента его государственной регистрации.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 г. N 3597/07.

Кроме того, в силу статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налог на игорный бизнес является региональным налогом.

В
соответствии с пунктом 3 статьи 12 НК РФ законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

02.10.1996 г. был принят Закон Волгоградской области N 85-ОД “О государственной поддержке предпринимательства в Волгоградской области“, пункт 2 статьи 8 которого повторял норму, изложенную в абзаце втором части 1 статьи 9 ФЗ от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ о сохранении для субъектов малого предпринимательства в течение четырех лет своей деятельности порядка налогообложения, который действовал на момент их государственной регистрации.

Статья 8 исключена на основании Закона Волгоградской области от 08.12.2005 г. N 1129-ОД. Соответственно, в апреле 2005 г. данная норма в отношении региональных налогов и сборов сохраняла свое действие.

В соответствии со статьями 1, 4 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей“ (в редакции Федерального закона от 23.06.2003 г. N 76-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и предпринимателей осуществляется посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 5 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрен перечень сведений об индивидуальном предпринимателе, которые содержатся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, среди которых указана дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации. Записи вносятся в государственные реестры
на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Согласно статье 2 Федерального закона от 23.06.2003 г. N 76-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц“ документы о зарегистрированных ранее индивидуальных предпринимателях, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей до 1 января 2004 г., являются частью федерального информационного ресурса и подлежат передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, до 01.01.2005 г. в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Вероятно, имеются в виду Правила передачи документов об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 01.01.2004, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.10.2003 N 617.

Порядок передачи документов об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 01.01.2004 г., предусмотрен Правилами передачи документов об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 01.01.2004 г., утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.10.2004 г. N 617.

В силу пункта 2 указанных Правил, документы об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 01.01.2004 г., подлежат передаче в территориальные органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам органами, осуществлявшими государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей до 01.01.2004 г.

Исходя из изложенных положений нормативных актов, регулирующих вопросы регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, суд пришел к обоснованному выводу, что в настоящее время единственным документом, подтверждающим статус индивидуального предпринимателя, является выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, которая содержит сведения о дате первичной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), в которой дата регистрации Лиманского А.И. в качестве индивидуального предпринимателя указана 29 мая 2002 г.

Кроме того, судом первой инстанции дана надлежащая оценка выданному в 2001 г.
предпринимателю Лиманскому А.И. свидетельства N 6007340 от 30.01.2001 г. на право осуществления деятельности в виде производства и реализации сельхозпродукции.

Установлено, что Лиманский А.И. по свидетельству N 6007340 от 30.01.2001 г., которое выдавалось для осуществления деятельности по производству и реализации сельхозпродукции, предпринимательскую деятельность не осуществлял. Данное свидетельство было сдано в регистрирующий орган через некоторое время после его получения.

Следует отметить, что нормативными актами о регистрации индивидуальных предпринимателей, действующими до 01.01.2004 г., не предусматривалась выдача физическому лицу документа, подтверждающего прекращение предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 9 Указа Президента от 08.07.1994 г. N 1482 “Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации“ государственная регистрация граждан в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) либо в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации.

Аннулирование государственной регистрации Лиманского А.И. в качестве предпринимателя на основании свидетельства от 31.01.2001 г. подтверждается фактом выдачи нового свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя 29.05.2002 г. N 6008084.

Налоговым органом не представлено доказательств осуществления Лиманским А.И. предпринимательской деятельности в период с 30.01.2001 г. по 29.05.2002 г.

С учетом установленных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что исчисление четырехлетнего срока действия гарантий, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ, следует производить с 29.05.2002 г.

Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24.01.2006 г. N 8617/05.

Таким образом, Лиманский А.И., зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя 29.05.2002 г., в течение первых четырех лет своей
деятельности вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на дату его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

На дату регистрации Лиманского А.И. в качестве предпринимателя 29.05.2002 г. согласно Закону Волгоградской области от 17.12.1999 г. N 351-ОД “О ставках налога на игорный бизнес“ (в редакции Закона Волгоградской области от 23.03.2001 г. N 522-ОД, от 15.11.2001 г. N 631-ОД) ставка налога за каждый игровой автомат составляла 11,25 минимальных размеров оплаты труда или 1 125 руб. в месяц.

Законом Волгоградской области от 24.11.2004 N 960-ОД установлена ставка налога за один игровой автомат в размере 4500 руб. в месяц.

В соответствии со статьей 17 НК РФ налоговая ставка является элементом налогообложения.

Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении на них дополнительного налогового бремени, в том числе в увеличении ставки налога, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового закона в силу абзаца второго части 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 г. N 37-О, от 05.06.2003 г. N 277-О, от 09.07.2004 г. N 242-О, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 г. N 11-П).

Увеличение ставки налога на игорный бизнес изменяет налоговые обязательства предпринимателя и ухудшает положение налогоплательщика, увеличивая сумму налога, которую он обязан уплатить в бюджет.

Поскольку в апреле 2005 г. не истекло четыре года деятельности с момента регистрации Лиманского А.И. в качестве предпринимателя, то он
вправе был применять ставку налога на игорный бизнес, действующую на дату его регистрации, то есть в размере 1 125 руб. за один игровой автомат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 102, 110, 287 (пункт 1 части 1), 289, 319 (часть 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение от 01.11.2007 по делу N А12-13698/07-с29 Арбитражного суда Волгоградской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.

Поручить суду первой инстанции выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.