Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 20.03.2008 по делу N А12-13189/07 Поскольку увеличение ставки налога на игорный бизнес изменяет налоговые обязательства предпринимателя и ухудшает его положение как налогоплательщика, увеличивая сумму налога, которую он обязан уплатить в бюджет, предприниматель в первые четыре года своей деятельности вправе применять ставки налога на игорный бизнес, действующие на дату его регистрации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 марта 2008 г. по делу N А12-13189/07

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Волгоградской области, г. Волгоград,

на решение от 26.10.2007 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-13189/07,

по заявлению индивидуального предпринимателя Лиманского А.И., г. Волгоград, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Волгоградской области, третье лицо - Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России N 10 по Волгоградской области о признании недействительным решения налогового органа,

установил:

индивидуальный предприниматель Лиманский А.И. г. Волгоград обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы России N 3 по Волгоградской области о признании недействительным решения от 28.05.07 N 572/5083 о начислении суммы налога на игорный бизнес за июль 2005 года в сумме 30375 рублей, пени за несвоевременную уплату указанного налога в сумме 7607,92 рублей.

Решением от 26.10.2007 Арбитражного суда Волгоградской области заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу решения не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что 17.02.2007 года Лиманский А.И. представил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес за июль 2005 года, в которой применил ставку налога 1 125 рублей за один игровой автомат. Сумма налога была уменьшена и составила 10125 рублей. Основанием для применения данной ставки предприниматель указал, что субъект малого предпринимательства вправе применять ставку налога на игорный бизнес, действующую на дату его регистрации в качестве предпринимателя и получения лицензии, так как увеличение ставки создает менее благоприятные условия для его деятельности.

На основании камеральной налоговой проверки налоговым органом принято решение от 28.05.07 N 572/5083 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности на основании п. 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на игорный бизнес в виде штрафа в сумме 6075 рублей.

Кассационная инстанция находит выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции, Лиманский А.И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 29.05.2002 года. На дату регистрации ставка налога за каждый игровой
автомат составляла 11.25 минимального размера оплаты труда, а именно 1 125 рублей, что было предусмотрено Законом Волгоградской области от 17.12.1999 года N 351-ОД “О ставках налога на игорный бизнес“ (в редакции Законов Волгоградской области от 23.03.2001 N 522-ОД, 15.11.2001 N 631-ОД).

Законом Волгоградской области от 24.11.2004 года N 960-ОД установлена ставка налога за один игровой автомат в размере 4 500 рублей.

В соответствии с абзацем вторым части первой статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 года N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Следовательно, новая норма налогового законодательства не подлежит применению на основании абзаца второго части первой статьи 9 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8617/05 от 24.01.2006 года).

Согласно пункту 25 статьи 156 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ с 01.01.2005 года статья 9 Федерального закона от 14.06.1995 года N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ утратила силу, но отмена данной нормы не повлияла на право предпринимателя использовать в
2004 году предусмотренные ею гарантии в период ее действия, о чем правильно указано судом первой инстанции.

Поскольку в июле 2005 года не истекло 4 года с даты регистрации заявителя в качестве предпринимателя, а увеличение в два раза ставки налога на игорный бизнес изменяет налоговые обязательства предпринимателя и ухудшает положение налогоплательщика, то он вправе применять ставки налога на игорный бизнес, действующие на дату его регистрации, то есть в размере 1 125 рублей за один игровой автомат.

Не может быть принят довод налогового органа о том, что суд первой инстанции неправомерно применил положения абзаца 2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ N 88-ФЗ от 14.06.2005 года, поскольку, по мнению налогового органа, со дня вступления в силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации N 148-ФЗ от 31.07.1998 года “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ и введения единого налога соответствующими нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не применяется абзац второй части первой статьи 9 Федерального закона от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“. Следовательно, положения абз. 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ на территории Волгоградской области не подлежат применению с 02.02.1999 года.

Данная позиция налогового органа, изложенная им в обоснование кассационной жалобы, не соответствует нормам права.

Федеральный закон “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ устанавливает основания и условия налогообложения вмененного дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками налога
на вмененный доход.

Федеральный закон “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ определяет порядок установления и введения в действие единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (статья 1 Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“). Плательщиками единого налога являются лица, перечень который указан в статье 3 Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход (пункт 1 статьи 4 Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“).

Абзац второй части первой статьи 9 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ со дня вступления Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ в отношении налогоплательщиков, указанных в статье 3 названного закона не применяется, то есть из толкования статьи 11 Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ следует, что абзац второй части первой статьи 9 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ не применяется только в отношении налогоплательщиков, являющихся субъектами Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“.

При этом абзац второй части первой статьи 9 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ не прекращает свое действие (распространяется на правоотношения) в отношении иных категорий налогоплательщиков, не являющихся субъектами Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“.

Индивидуальный предприниматель Лиманский Анатолий Иванович осуществляет деятельность в сфере
игорного бизнеса, объектом налогообложения является игровой автомат. Лиманский А.И., осуществляя деятельность в сфере игорного бизнеса, не является (не признается в силу закона) налогоплательщиком единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, соответственно на него не распространяются правоотношения, регулируемые Федеральным законом “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“, в том числе в части не применения абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“.

Судом первой инстанции сделан правильный вывод о существующем у индивидуального предпринимателя Лиманского А.И. праве уплачивать налог на игорный бизнес по ставке, существовавшей в период начала осуществления им деятельности.

При наличии указанных обстоятельств судом первой инстанции правильно применен абзац второй части первой статьи 9 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

постановил:

решение от 26.10.07 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-13189/07 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Поручить Арбитражному суду Волгоградской области взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Волгоградской области, г. Волгоград расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей в соответствии с настоящим постановлением.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.