Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 11.03.2008 по делу N А12-16564/07-С22 Поскольку справка о подтверждающих документах, представляемая в банк резидента по внешнеторговой сделке, не относится к формам учета и отчетности, несвоевременное представление такой справки и прилагающихся к ней документов, подтверждающих факт вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации, не образует состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 марта 2008 г. по делу N А12-16564/07-С22

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области, город Волгоград,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.11.2007 по делу N А12-16564/07-С22 и на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2007 по тому же делу,

по заявлению закрытого акционерного общества “Волга-Дончермет“, город Волгоград, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

закрытое акционерное общество “Волга-Дончермет“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании
незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (далее - административный орган) от 18.06.2007 N 018-07/410П о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания штрафа в размере 40 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.11.2007 постановление административного органа от 18.06.2007 N 018-07/410П о привлечении к административной ответственности признано незаконным и отменено.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе административный орган просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, несоблюдение срока представления справки о подтверждающих документах, являющейся формой учета по валютным операциям, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.

Административным органом проведена документальная проверка соблюдения обществом актов валютного законодательства Российской Федерации, в том числе соблюдения установленного порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

В ходе проверки установлено, что 10.04.2006 обществом заключен контракт N 765/72852306/16050 с фирмой “CENTRAMENT TRADING S.A.“ (Швейцария) на поставку лома и отходов черных металлов. Паспорт сделки от 07.11.2006 N 06040014/2210/0000/1/0.

Согласно отметки банка, 17.10.2006 общество представило в банк, в котором по контракту оформлен паспорт сделки (далее - банк ПС), справку о подтверждающих документах и прилагающуюся к ней грузовую таможенную декларацию (ГТД) от 03.05.2006 N 10312070/030506/0000405 на общую сумму 366942,28 долларов США.

В результате проверки выявлено нарушение предусмотренного Положением
Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее - Положение N 258-П) срока представления подтверждающих документов на 124 дня.

Постановлением от 18.06.2007 N 018-07/410П общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд.

Признавая незаконным и отменяя постановление от 18.06.2007 N 018-07/410П, суды обеих инстанций указали, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с тем, что справка о подтверждающих документах не отнесена к формам учета и отчетности.

Данные выводы судов обеих инстанций суд кассационной инстанции считает обоснованными, основанными на действующем законодательстве.

В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон N 173-ФЗ) Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Согласно пункту 2 части 2 статьи
24 Закона N 173-ФЗ резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Как обоснованно указано арбитражными судами, Положением N 258-П справка о подтверждающих документах не отнесена к формам учета и отчетности. Она относится к документам информации, связанным с проведением валютной операции.

В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.

Утверждение административного органа, что справка о подтверждающих документах, прилагающиеся к ней подтверждающие документы являются формами учета и отчетности по валютным операциям, не основано на законе и противоречит официальной позиции Центрального банка Российской Федерации, изложенной в Письме от 26.07.2007 N 04-31-2/3178, согласно которой по Закону N 173-ФЗ следует различать понятия “учет и отчетность по валютным операциям“ и “документы и информация, связанные с проведением валютных операций“. В настоящее время обязанность по учету проводимых резидентами валютных операций возложена на уполномоченные банки, справка
о подтверждающих документах, в свою очередь, относится к документам и информации, связанным с проведением валютных операций.

При таких обстоятельствах, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку представленные обществом документы к формам учета и отчетности не относятся, его действия не могут квалифицироваться по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Довод административного органа о том, что согласно указания Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У “О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж“ справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением N 1 к этому Положению, является формой учета по валютным операциям, которое вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в “Вестнике Банка России“, не может быть принят судом кассационной инстанции как основание для отмены судебных актов, поскольку в проверяемый период и вынесения постановления от 18.06.2007 N 018-07/410П о привлечении общества к административной ответственности, названное указание не действовало, поэтому применению не подлежит.

Учитывая изложенное, оснований для отмены судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение от 19.11.2007 Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-16564/07-С22 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.