Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 07.03.2008 по делу N А55-16155/06 Поскольку приказ о списании дебиторской задолженности был издан руководителем заявителя после утраты правовой возможности удовлетворения требований в рамках дела о банкротстве и с суммы списанной дебиторской задолженности подлежал исчислению и уплате НДС в соответствии с действующим на этот момент законодательством, в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в отказе возвратить заявителю сумму излишне исчисленного и уплаченного НДС, отказано.

Вероятно, имеется в виду дело N А55-16155/06.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 марта 2008 г. по делу N 55-16155/06

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Новокуйбышевскгоргаз“, г. Новокуйбышевск,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.10.2007 по делу N А55-16155/06

по заявлению открытого акционерного общества “Новокуйбышевскгоргаз“, г. Новокуйбышевск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области о признании незаконным бездействия,

в судебном заседании объявлен перерыв до 9 час. 30 мин 07.03.2008.

установил:

открытое акционерное общество “Новокуйбышевскгоргаз“ обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской
области, выразившегося в отказе возвратить заявителю в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сумму излишне исчисленного и уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 10745044 руб. Заявитель также просил суд обязать ответчика возвратить указанную сумму.

Решением арбитражного суда от 27.12.2006 заявление удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции от 19.03.2007 решение оставлено без изменений.

Постановлением кассационной инстанции от 08.08.2007 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением арбитражного суда от 15.10.2007 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе открытое акционерное общество “Новокуйбышевскгоргаз“ просит решение отменить, заявление удовлетворить.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.

Как следует из материалов дела, письмом от 27.04.2006 N 03-01/46 открытое акционерное общество “Новокуйбышевскгоргаз“ обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области с заявлением о направлении на погашение недоимки, зачете либо возврате налога на добавленную стоимость в сумме 10745044 руб. излишне уплаченного платежным поручением N 428 от 20.12.2005.

Вместе с заявлением обществом представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2005 года.

Подача уточненной налоговой декларации связана с тем, что по данным первоначальной налоговой декларации за указанный период в налоговую базу заявителем включалась сумма списанной дебиторской задолженности в размере 64561204 руб., в том числе налог на добавленную стоимость - 10745044 руб., которая образовалась в результате поставок газа в адрес открытого акционерного общества “Новокуйбышевский НХК“ в период 1996 - 1999 годы, в том числе: за 1996 год - 17 319 816,6 руб., за 1997 год - 21 776 126,5 руб., за 1998 год
- 18 867 633,1 руб., за 1999 год - 6 506 690,8 руб. Общество не включило в налоговую базу дебиторскую задолженность в размере 64 561 204 руб., мотивируя это тем, что указанная задолженность подлежала списанию в обязательном порядке в соответствии с актами законодательства о налогах и сборах, действовавшими до 01.01.2001 - даты введения в действие главы 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Как указывал заявитель, в периоды образования спорной дебиторской задолженности - 1996 - 1999 годы порядок списания дебиторской задолженности регулировался Указом Президента Российской Федерации от 20.12.1994 N 2204 “Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)“, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.1995 N 817 “О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)“.

Как предусмотрено п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 20.12.1994 N 2204, суммы неистребованной кредитором задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками, подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (выполнения работ или оказания услуг) как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия-кредитора, за исключением случаев, когда в его действиях отсутствует умысел.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.1995 N 817 предусматривалось, что не истребованная организацией-кредитором дебиторская задолженность, по которой истек установленный предельный срок исполнения обязательств по расчетам, по истечении 4 месяцев со дня фактического получения организацией-должником товаров (выполнения работ или оказания услуг) в обязательном порядке списывается на убытки и относится на финансовые результаты организации-кредитора. При этом сумма списанной задолженности не уменьшает финансовый результат, учитываемый при налогообложении прибыли
организации кредитора.

Таким образом, в 1996 - 1999 годы, по мнению налогоплательщика, у него существовала обязанность по списанию дебиторской задолженности в размере 64561204 руб. в качестве безнадежной.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области решением N 1052 от 10.07.2006, вынесенным по результатам камеральной налоговой проверки данной уточненной налоговой декларации, признала необоснованным исключение дебиторской задолженности в заявленной сумме. При этом налоговый орган исходил из положений п. 5 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ), в соответствии с которым в случае неисполнения покупателем до истечения срока исковой давности по праву требования исполнения встречного обязательства, связанного с поставкой товара (выполнением работ, оказанием услуг), датой оплаты товаров (работ, услуг) признается наиболее ранняя из следующих дат:

1) день истечения указанного срока исковой давности;

2) день списания дебиторской задолженности.

В периоды 1996 - 1999 годы согласно Положениям об учетной политике выручка от реализации предприятием определялась по мере оплаты: при безналичных расчетах - по поступлении средств за товары (работы, услуги) на счет в банке, при расчетах наличными - по поступлении средств в кассу.

Поскольку налог с операций по поставке газа контрагенту в бюджет не уплачивался, инспекция пришла к выводу о том, что налоговая база в уточненной налоговой декларации занижена, а налог в сумме 10745044 руб. подлежит начислению.

Отказывая в удовлетворении заявления суд обоснованно исходил из следующего. Заявитель - открытое акционерное общество “Новокуйбышевскгоргаз“ 16.08.1999 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании должника - открытого акционерного общества “Новокуйбышевский НХК“ банкротом. Его требования в сумме 64722325 руб. 34 коп. включены арбитражным управляющим в реестр требований кредиторов,
закрытый 15.12.2001.

Обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом порождает специальные правовые последствия в части порядка и условий удовлетворения требований кредиторов. В частности, в соответствии со статьей 98 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства; исполнение обязательств должника допускается в случаях и порядке, которые установлены настоящей главой. Удовлетворению подлежат только требования кредиторов, включенных в реестр, в порядке очередности (ст. 106 названного Закона). Требования открытого акционерного общества “Новокуйбышевскгоргаз“ как кредитора были признаны в деле о банкротстве.

Соответственно истечение срока исковой давности как момент определения налоговой базы в данном случае не применимо и датой оплаты товаров следует считать день списания дебиторской задолженности.

Ссылка общества на Указ Президента Российской Федерации от 20.12.1994 N 2204 “Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)“ и Постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.1995 N 817 “О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)“ обоснованно отвергнута судом.

Как следует из содержания п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 20.12.1994 N 2204, утратившего силу с 03.04.2002, и п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.1995 N 817, утратившего силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2002 N 311, списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (выполнения работ или оказания услуг) как безнадежная дебиторская задолженность подлежали суммы неистребованной кредитором задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками.

Однако как правильно указал суд Указ Президента Российской
Федерации от 20.12.1994 N 2204 и Постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.1995 N 817 должны были применяться в совокупности с порядком, установленным законодательством для списания безнадежной к взысканию задолженности на момент такого списания задолженности.

В частности, в соответствии с п. 67 Положения о бухгалтерском учете и отчетности, утвержденным Приказом Минфина РФ N 170 от 26.12.1994, которое утратило силу с 1 января 1999 года (Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н), дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по решению руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов, либо на финансовые результаты у организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 61 настоящего Положения, или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Согласно п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.1998 N 34-н, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 настоящего Положения, или на увеличение расходов
у некоммерческой организации либо на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться в бухгалтерском балансе в течение пяти лет с момента списания, для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Таким образом, установленный Указом Президента Российской Федерации от 20.12.1994 N 2204 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.1995 N 817 четырехмесячный срок для списания не истребованной дебиторской задолженности, носил организационный характер и предусматривался для создания дополнительных механизмов для преодоления неплатежей в экономике Российской Федерации, в том числе для контроля за недобросовестными действиями контрагентов при расчетах за поставленные товары, работы или услуги.

Для списания дебиторской задолженности необходимо наличие приказа (распоряжения) руководителя организации, относящегося к данному отчетному году, данных инвентаризаций и письменного обоснования необходимости и правомерности такого списания.

Приказ о списании дебиторской задолженности в спорной сумме N 45а был издан руководителем организации-заявителя только 30.11.2005, после утраты правовой возможности удовлетворения требований в рамках дела о банкротстве, поэтому с суммы списанной дебиторской задолженности подлежал исчислению и уплате налога на добавленную стоимость в соответствии с действующим на этот момент законодательством.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 15.10.2007 по делу N А55-16155/06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.