Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 21.02.2008 по делу N А57-15621/06 Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 февраля 2008 г. по делу N А57-15621/06

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Саратовской области

на решение от 15.05.07 и постановление апелляционной инстанции от 06.11.07 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-15621/06

по заявлению заместителя прокурора Саратовской области о признании недействительными распоряжений Правительства Саратовской области от 29.12.05 N 421-Пр “О предоставлении территорий (акваторий), необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты“, от 21.04.06 N 106-Пр “О внесении изменений в распоряжение Правительства Саратовской области от 29.12.05 N 421-Пр“,

заинтересованные лица: Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области,
Министерство лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области, Государственное учреждение “Дирекция охотничьего хозяйства Саратовской области“, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области, Агентство лесного хозяйства по Саратовской области, Вольское районное общество охотников и рыболовов, Балашовская районная общественная организация “Общество охотников и рыболовов“ Саратовского областного общества охотников и рыболовов - региональная общественная организация,

установил:

решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.05.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 06.11.07, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Правительство Саратовской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на отсутствие нарушений действующего законодательства при предоставлении оспариваемыми распоряжениями территорий ГУ “Дирекция охотничьего хозяйства Саратовское области“ для ведения охотничьего хозяйства.

Кроме того, по мнению заявителя жалобы прокуратура Саратовской области в соответствии с положениями части 4 статьи 198 Арбитражное процессуального кодекса Российской Федерации утратило право на судебную защиту.

Правильность применения норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном статьями 274 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела следует, что распоряжением Правительства Саратовской области от 29.12.05 N 421-Пр государственному учреждению “Дирекция охотничьего хозяйства Саратовской области“ предоставлены территории (акватории), необходимые для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, сроком на 25 лет в границах согласно приложениям N 1 - 39 к распоряжению.

Распоряжением Правительства Саратовской области от 21.04.06 N 106-Пр в вышеназванное распоряжение внесены изменения, касающиеся изложения приложений N 22 и N
25 к распоряжению в новой редакции согласно приложениям N 1, 2.

Посчитав, что вышеуказанными распоряжениями Правительство Саратовской области нарушило нормы Федерального закона от 24.04.95 N 52-ФЗ “О животном мире“, Лесного кодекса Российской Федерации (в действовавшей на момент издания распоряжения редакции), Федерального закона от 23.11.95 N 174-ФЗ “Об экологической экспертизе“, Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 26.06.2000 N 569, а также права Российской Федерации и Саратовской области на государственный лесной фонд при предоставлении оспариваемыми распоряжениями охотничьих угодий ГУ “Дирекция охотничьего хозяйства Саратовской области“ заместитель прокурора Саратовской области обжаловал их в суд.

Коллегия считает, что судебные инстанции полно, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали все обстоятельства по делу и сделали правильный вывод о том, что оспариваемые распоряжения противоречат действующему законодательству, так как изданы с нарушением процедуры предоставления территории (акватории) юридическим и физическим лицам в указанных целях.

Федеральным законом от 24.04.95 N 52-ФЗ “О животном мире“ установлен порядок предоставления в пользование объектов животного мира гражданам и юридическим лицам.

В соответствии со статьей 37 названного Федерального закона в редакции, действовавшей на момент издания распоряжения, заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, со специально уполномоченным
государственным органом управления и использования водного фонда условия предоставления этой территории, акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.

Таким образом, вынесению решения о предоставлении заявленной территории должна предшествовать процедура согласования с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда указанной территории.

Судом установлено, что при издании Правительством Саратовской области оспариваемых распоряжений согласование вопроса о возможности предоставления заявленной территории (акватории) ГУ “Дирекция охотничьего хозяйства Саратовской области“ с указанными лицами не осуществлялось.

Следовательно, правильным является вывод суда о том, что поскольку обязанность по согласованию с указанными субъектами вопроса о предоставлении заявленной территории (акватории), необходимой для осуществления пользования животным миром, была определена федеральными правовыми актами на момент издания оспариваемых распоряжений, то отсутствие такого согласования при издании названных распоряжений является основанием для их отмены.

Кроме того, судом установлено, что до принятия распоряжения о предоставлении территорий (акваторий), необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, Правительством Саратовской области не получено заключение государственной экологической экспертизы, необходимость проведения которой предусмотрено статьей 20 Федерального закона “О животном мире“.

В соответствии со статьей 20 указанного Федерального закона обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.

Статья 12 Федерального закона “Об экологической экспертизе“ предусматривает обязательное проведение государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих получение лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую
природную среду.

Таким образом, коллегия признает правильным вывод суда о том, что в отсутствие заключения государственной экологической экспертизы территория (акватория), необходимая для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, не могла быть предоставлена ГУ “Дирекция охотничьего хозяйства Саратовской области“, а вышеназванные оспариваемые ненормативные правовые акты распоряжения Правительства Саратовской области, предоставляющие возможное возникновения права пользования объектами животного мира на такой территории (акватории), не могли быть изданы.

Коллегия не принимает довод заявителя жалобы о том, что прокуратура Саратовской области в соответствии с положениями части 4 статьи 198 Арбитражное процессуального кодекса Российской Федерации утратило право на судебную защиту.

В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 названной статьи заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 18.09.06 и 03.11.06 Балашовской районной общественной организацией “Общество охотников и рыболовов“ и Вольским
районным обществом охотников и рыболов соответственно поданы заявления в прокуратуру Саратовской области. В результате проведенной проверки прокуратурой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, в связи с чем заместитель прокурора Саратовской области 04.12.07 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными распоряжений Правительства Саратовской области от 29.12.05 N 421-Пр “О предоставлении территорий (акваторий), необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты“, от 21.04.06 N 106-Пр “О внесении изменений в распоряжение Правительства Саратовской области от 29.12.05 N 421-Пр“.

Таким образом, нарушения срока на обжалование выше указанных ненормативных актов не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как суды правильно применили нормы права и их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение от 15.05.07 и постановление апелляционной инстанции от 06.11.07 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-15621/06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.