Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 14.02.2008 по делу N А49-3457/07 При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 февраля 2008 г. по делу N А49-3457/07

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления федеральной налоговой службы по Пензенской области, г. Пенза,

на решение от 23.07.2007 Арбитражного суда Пензенской области и постановление от 28.09.07 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А49-3457/07,

по заявлению Управления федеральной налоговой службы по Пензенской области, г. Пенза, к Муниципальному учреждению “Департамент жилищно-коммунального хозяйства“ г. Пензы, третье лицо - Инспекция федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Пензы, о взыскании 31267017 рублей,

и по встречному заявлению Муниципального учреждения “Департамент жилищно-коммунального хозяйства“ г. Пензы, к Управлению федеральной налоговой службы по
Пензенской области, г. Пенза, о признании недействительным ненормативного акта налогового органа,

установил:

Управление федеральной налоговой службы по Пензенской области обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о взыскании с Муниципального учреждения “Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы“ возмещенного из бюджета НДС в сумме 31 267 017 рублей.

Муниципальное учреждение “Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы“ предъявило встречное заявление о признании недействительным ненормативного акта Управления федеральной налоговой службы по Пензенской области, в котором просило признать недействительным решение налогового органа N 2 от 28.04.2007 в части предложения возвратить в федеральный бюджет полученный НДС за периоды июнь - декабрь 2003 года, январь - март 2004 года, май 2004 года, всего в сумме 31 267 017 рублей, предложения уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета НДС за периоды июнь-сентябрь, ноябрь, декабрь 2003 года, январь - декабрь 2004 года, март, май 2005 года, всего в сумме 70 391 902 рубля, предложения уменьшить исчисленный к уплате в завышенных размерах НДС за периоды октябрь 2003 года, январь, февраль, апрель 2005 года, всего в сумме 10 152 377 рублей.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 23.07.2007 в удовлетворении требования Управления федеральной налоговой службы по Пензенской области отказано. Встречное требование МУ “Департамент ЖКХ г. Пензы“ удовлетворено. Решение Управления ФНС РФ по Пензенской области об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 2 от 28.04.2007 в части предложения уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС в сумме 70 391 902 рубля, возвратить в бюджет необоснованно полученный НДС в сумме 31 267 017 рублей, уменьшить исчисленный в завышенных размерах НДС
к уплате в сумме 10 152 377 рублей признано недействительным как не соответствующее нормам Налогового кодекса РФ.

Постановлением от 28.09.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые по делу судебные акты и вынести новое решение.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что налоговым органом произведена повторная выездная налоговая проверка МУ “Департамент ЖКХ г. Пензы“ по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет НДС за период с 20.06.2003 по 31.05.2005. В ходе проверки налоговым органом установлено, что МУ “Жилсервис г. Пензы“ приобретало у поставщиков (ОАО “Пензенская энергосбытовая компания“, ОАО “Энергоснабжающее предприятие“, МУП по очистке города, МУП “Горводоканал“, СМУП “Пензалифт“, ООО “Пензарегионгаз“, ОАО “Пензенская генерирующая компания“) услуги с целью последующей реализации населению коммунальных услуг.

Учитывая, что МУ “Жилсервис г. Пензы“ является управленческим учреждением, созданным для решения задач, стоящих перед местным самоуправлением в области жилищно-коммунального хозяйства и коммунального обслуживания населения, налоговый орган пришел к выводу о том, что денежные средства от населения в виде платы за коммунальные услуги не должны были учитываться при формировании налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.

В связи с этим по результатам повторной выездной налоговой проверки 28.04.2007 налоговым органом вынесено решение N 2 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым МУ “Департамент ЖКХ г. Пензы“ предложено уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС в сумме 70 391 902 рубля,
возвратить в федеральный бюджет необоснованно полученный НДС в сумме 31 267 017 рублей, заявленный к возмещению из бюджета по операциям, не признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшить исчисленный к уплате в завышенных размерах НДС в сумме 10 152 377 рублей.

Кассационная инстанция признает законными выводы суда первой и апелляционной инстанции.

В соответствии со статьями 2 и 5 Федерального закона от 14.04.2005 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“ цены на коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ), реализуемые населению, относятся к государственным регулируемым ценам и устанавливаются органами местного самоуправления. Тарифы на коммунальные услуги, оказываемые населению, устанавливаются ниже уровня себестоимости услуг.

Из уставных целей и задач Учреждения следует, что оно создано для оказания жилищно-коммунальных услуг населению на основе заключения с гражданами договоров найма жилых помещений и договоров обслуживания.

В соответствии со статьями 11, 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) учреждения признаются плательщиками НДС.

При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы) (пункт 13 статьи 40 Кодекса).

Порядок определения налоговой базы по НДС установлен в статьях 153 - 162 Кодекса.

В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных
регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Применительно к спорным правоотношениям налоговая база по НДС определяется исходя из государственных регулируемых цен реализации коммунальных услуг без включения в нее суммы дотации (субсидий), полученных для покрытия разницы суммы.

Судом установлено, что в рассматриваемые налоговые периоды налогоплательщик заключал договоры с энергоснабжающими организациями, предметом которых являлась поставка энергоресурсов. При этом цены на энергоресурсы устанавливались в соответствии с тарифами Региональной энергетической комиссии, тогда как тарифы на коммунальные услуги для населения (кроме тарифов на электроэнергию и газ) устанавливаются органами местного самоуправления. К указанным договорам счета-фактуры выставлялись на имя учреждения.

Приобретая у энергоснабжающих организаций различные энергоресурсы, заявитель реализовал населению не энергоресурсы, а комплекс коммунальных услуг (отопление, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и т.д.).

Осуществляя хозяйственную деятельность по реализации коммунальных услуг по государственным регулируемым ценам, учреждение получало убыток. Полученный убыток погашался местным бюджетом путем предоставления субсидий.

Арбитражный суд правомерно признал несостоятельным довод налогового органа о том, что НДС, подлежащий возмещению, возмещался налогоплательщику за счет расходов местного бюджета.

В соответствии с законодательством о налогах и сборах (п. 19 ст. 270 Кодекса), а также стандартами бухгалтерского учета (Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации“ ПБУ 10/99, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.99 N 33н) предъявленный НДС к расходам организации не относится, за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 170 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 170 Кодекса суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), если иное не
установлено положениями гл. 21 Кодекса, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Пунктом 2 ст. 170 Кодекса установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). Ни одно из положений п. 2 ст. 170 Кодекса не применимо к деятельности заявителя.

Согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Налогоплательщик в соответствии с требованиями налогового законодательства представил налоговому органу и в суд все документы, подтверждающие законность применения налоговых вычетов.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 274, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции,

постановил:

решение от 23.07.2007 Арбитражного суда Пензенской области и постановление от 28.09.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А49-3457/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.