Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 06.02.2008 по делу N А55-5517/07 Авансовые платежи являются собственностью внесшего их лица. Таможенные органы не наделены правом на списание неизрасходованных авансовых платежей в федеральный бюджет, истечение трехгодичного срока возврата авансовых платежей со дня их внесения на счет таможенного органа не изменяет правовой режим денежных средств, не является основанием прекращения права собственности на них и не препятствует распоряжению ими другими способами, в частности путем подачи таможенной декларации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 февраля 2008 г. по делу N А55-5517/07

(извлечение)

Резолютивная часть постановления оглашена 30.01.2008.

Полный текст постановления изготовлен 06.02.2008.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “ЮКОС - Импорт“, г. Москва

на решение от 25.07.2007 Арбитражного суда Самарской области в части отказа в удовлетворении заявленных требований и постановление от 28.09.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-5517/07,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “ЮКОС - Импорт“, г. Москва (далее - заявитель) к Самарской таможне, г. Самара (далее - ответчик) о признании незаконными решений от 25.01.07 N 01-04-22/001 и от 13.04.07 N 01-08-09/195 (выраженное
в письме), действий и бездействия ответчика, препятствующих использованию заявителем принадлежащих ему авансов в качестве таможенных платежей, а также - обязать ответчика принять (зачесть) в качестве таможенных платежей по распоряжению заявителя принадлежащие ему авансовые денежные средства в суммах: 129285,06 долларов США, 80,58 Евро и 76,47 рублей,

установил:

заявитель обратился Арбитражный суд Самарской области с требованиями к ответчику о признании незаконными его решений от 25.01.07 N 01-04-22/001, от 13.04.07, выраженное в письме N 01-08-09/195, и совокупности действий и бездействия ответчика, препятствующих использованию заявителем принадлежащих ему авансовых платежей в качестве таможенных платежей, обязав ответчика принять (зачесть) в качестве таможенных платежей по распоряжению заявителя принадлежащие ему авансовые денежные средства в суммах: 129285,06 долларов США, 80,58 Евро и 76,47 рублей.

Решением от 25.07.07 первая судебная инстанция удовлетворила заявленные требования частично, признав незаконными решения таможенного органа от 25.01.07 и от 13.04.07, а также - совокупность действий и бездействие таможенного органа, препятствующих использованию заявителем принадлежащих ему авансовых платежей в качестве таможенных платежей, и - отказав в удовлетворении остальной части требований. При этом суд, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что авансовые платежи являются собственностью внесшего их лица, истечение 3х годичного срока возврата авансовых платежей со дня их внесения на счет таможенного органа не изменяет правовой режим денежных средств, не является основанием для прекращения права собственности на них и не препятствует распоряжению ими, а, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался тем, что на лицевом счете ответчика указанных денежных средств на момент обращения в арбитражный суд не имеется по причине их перечисления в федеральный бюджет по исчислении 3х лет, и что в
деле отсутствуют доказательства обращения заявителя в таможенный орган с заявлением о зачете в течении 3х лет со дня внесения денежных средств на счет таможенного органа.

По жалобе заявителя суд 2-ой инстанции постановлением от 28.09.07 в части удовлетворения заявленных требований решение 1-ой судебной инстанции от 25.07.07 отменил, отказав заявителю в удовлетворении его требований в полном объеме, полагая, в частности, что в рамках положений ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации лицо, внесшее авансовые денежные средства, по истечении 3х лет со дня их уплаты (последнего списания со счета) не вправе произвести зачет денежных средств, что заявитель в таможенный орган с заявлением о зачете в течении 3х лет со дня внесения денежных средств на счет таможенного органа не обращался, и что в настоящее время на лицевом счете ответчика не имеется авансовых денежных средств, внесенных заявителем по платежным поручениям в период с 1999 по октябрь 2003 года в связи с их перечислением в федеральный бюджет.

В кассационной жалобе и пояснениях по делу от 25.01.08 заявитель с решением в части отказа в удовлетворении его требований и постановлением 2-ой судебной инстанции от 28.09.07 не согласился, просил их отменить, удовлетворив заявленные требования в полном объеме, ссылаясь при этом, в частности, на следующие обстоятельства:

- что авансовые платежи являются имуществом внесшего их лица, и не могут рассматриваться как таможенные платежи до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу;

- что срок нахождения авансовых платежей на счетах таможенного органа и срок распоряжения (использования) авансовыми денежными средствами для уплаты таможенных платежей законодательством не отражены;

- что в силу положений п. 3
Определения от 4.12.03 N 418-О и п. 2 Определения от 20.12.05 N 518-О Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании актов, действий или бездействия должностных лиц, суды должны в каждом конкретном случае реально обеспечивать восстановление нарушенных прав.

В отзыве на кассационную жалобу ответчик с доводами, изложенными в последней, не согласился по основаниям, отраженным в тексте постановления 2-ой судебной инстанции от 28.09.07.

В судебном заседании кассационной инстанции 23.01.08 представитель заявителя Кислицын Е.Л., действующий по доверенности N 14-1411 от 23.10.06, и представитель ответчика Юртаева К.Р., действующая по доверенности от 23.10.07 N 01.04-08/10183, поддержали позиции своих доверителей, обозначенные в текстах кассационной жалобы и отзыва на нее соответственно.

В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв: с 23.01.08 - до 9 часов 20 минут, 30.01.08, по окончании которого судебное разбирательство было продолжено.

Правильность применения обеими судебными инстанциями при разрешении настоящего спора норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделан вывод о наличии оснований для отмены состоявшегося по делу решения от 25.07.07 (в части отказа в удовлетворении заявленных требований) и постановления от 28.09.07, и - удовлетворения требований заявителя в полном объеме, исходя из следующего.

Согласно ст. 1 Протокола N 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом или общими принципами международного права.

В соответствии
с п. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В силу ст. 330 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Авансовые платежи могут быть внесены в кассу или на счет таможенного органа в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле. Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со ст. 353 Кодекса. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей. Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным Кодексом, для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.

Из приведенных нормативных положений следует, что авансовые платежи являются собственностью внесшего их лица, а подача заявления о возврате (зачете) денежных средств -
не единственный способ распоряжения ими. При этом правом на списание неизрасходованных авансовых платежей в федеральный бюджет таможенные органы не наделены, срок нахождения денежных средств на счетах (в кассе) таможенного органа каким-либо определенным сроком не ограничен. Следовательно, истечение трехгодичного срока возврата авансовых платежей со дня их внесения на счет (в кассу) таможенного органа не изменяет правовой режим денежных средств, не является основанием прекращения права собственности на них и не препятствует распоряжению ими другими способами, в частности путем подачи таможенной декларации.

Вероятно, имеется в виду: “...п. 8.21 Методических указаний, утвержденных Распоряжением ГТК РФ от 27.11.2003 N 647-р...“.

Перечисление неизрасходованных авансовых платежей в федеральный бюджет предусмотрено п. 8.21 Методических указаний, утвержденных Распоряжением ГТК РФ от 27.11.2003 N 047р. Названный акт не может быть применен в настоящем деле как противоречащий положениям п. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации и ст. 330 Кодекса (п. 2, 3 ст. 6 Кодекса, п. 2 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Более того, Методические указания изданы Государственным таможенным комитетом Российской Федерации с превышением компетенции (п. 1 ст. 5 Кодекса), не зарегистрированы и не опубликованы в установленном порядке (п. 2 ст. 5 Кодекса).

Кроме того, как усматривается из материалов дела, в течение рассматриваемого периода заявителем систематически осуществлялся контроль за внесенными авансовыми платежами и остатками денежных средств, что подтверждается письмами N N 14-1674 от 17.12.02, 03-01/8395 от 2.10.03, 14-314 от 25.04.05, 14/3-5 от 22.03.06, актами сверки между заявителем и Самарской таможней по состоянию на 1.08.03, на 1.01.04, на 1.01.06.

С учетом вышеизложенного состоявшиеся по делу судебные акты (в обжалуемой части) подлежат отмене с принятием
по делу нового решения об удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 287 (подп. 2 п. 1), 288, 289, 319 (п. 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение от 25.07.2007 Арбитражного суда Самарской области в части отказа в удовлетворении заявленных ООО “ЮКОС - Импорт“, г. Москва требований и постановление от 28.09.07 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-5517/07 - отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.

Заявленные ООО “ЮКОС - Импорт“, г. Москва требования - удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконными решения Самарской таможни от 25.01.07 N 01-04-22/001 и от 13.04.07 N 01-08-09/195, выраженное в письме, действий и бездействия Самарской таможни, препятствующих использованию ООО “ЮКОС - Импорт“ принадлежащих ему авансов в качестве таможенных платежей, а также - обязать Самарскую таможню принять (зачесть) в качестве таможенных платежей по распоряжению ООО “ЮКОС - Импорт“ принадлежащие ему авансовые денежные средства в суммах: 129285,06 долларов США, 80,58 Евро и 76,47 рублей.

Взыскать с Самарской таможни, г. Самара в пользу ООО “ЮКОС - Импорт“, г. Москва расходы по государственной пошлине по заявлению в сумме 8000 рублей, а также - в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей и по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.

Поручить Арбитражному суду Самарской области исполнительные листы выдать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.